Цитата(NatashaKasher @ 28.5.2019, 1:01)

Факт, что авторы статьи вполне допускали, что Y-хромосома была унаследована от матери. И они, в отличие от Вас, вовсе не пришли к выводу, что подобное по какой-то причине "невозможно"!
Я тут вчера поразмыслил на досуге и позналъ, что таки был не вполне прав. Не, в целом-то прав, но не учел пару значимых факторов.

Во-первых, меня сбил с толку разговор о партеногенетических ящерицах параллельно с обсуждением гипотетического партеногенеза у женщины с кариотипом 46, ХY. Следует провести важное разграничение: если вид достаточно долгое время (на протяжении нескольких поколений) размножается только партеногенетически, то каждая дочерняя особь будет генетическим клоном матери (за исключением отдельных мутаций). И, естественно, самкой. У видов животных, где партеногенез наблюдается эпизодически или в виде исключения, механизм будет тот же: родится идентичная по генотипу особь, как и произошло с упомянутой Каркуном анакондой или с акулой, о которой зашла речь до этого. Это абсолютно логично, поскольку самка задействует только собственный генетический материал. У животных, чей пол определяется, например, температурой среды созревания или другими внешними факторами, при этом может родиться генетически идентичный матери самец.
Во-вторых, ооциты гомосапиенсов действительно не могут содержать Y-хромосому. В худшем случае они могут быть диплоидными (XX) или гаплоидными, но без половой хромосомы вообще (0). Но!

В ситуации, которая описывается в приведенной вами статье, фигурирует абсолютно уникальная особь, чьи яичники, насколько я понял, содержат около 95 процентов яйцеклеток, находящихся в вялотекущем состоянии мейоза (как обычно и бывает у женщин) и содержащих половые хромосомы обоих типов - X и Y (а вот это уже крайне экстраординарно). Это единственный зафиксированный и еще очень плохо исследованный случай (а еще я не уверен, что все правильно понял в статье

). Посему категорически непонятно, как у нее проходит мейоз этих клеток. Если допустить, что ее яичники функционируют так же, как и у нормальных женщин (поскольку вроде как по подобным вопросам она к врачам никогда не обращалась, менархе у нее началось стандартно, менструальный цикл проходил как обычно), то там сей мейоз таки должен как-то осуществляться. И тут интересный момент.

У всех женщин во всем мире в мейозе задействованы только X-хромосомы, но вот у нее есть и Y. Допустим, мейоз в этом случае проходит как при сперматогенезе. То есть вначале идет удвоение хромосом, в том числе и половых, а затем рекомбинация и разделение на четыре гаплоидных клетки, две из которых содержат X-хромосому, а две - Y. Однако в процессе оогенеза получается только одна гаплоидная яйцеклетка, а три остальные становятся полярными тельцами, своеобразными отходами производства.=) И вот тут возникает вопрос, может ли при этом получиться ооцит, где из половых хромосом останется только Y, и будет ли он способен к оплодотворению. В очередной раз повторю, что случай абсолютно уникальный, а сей раздел биологии я подзабыл, так что дальше только теоретические домыслы.

Допустим, такая яйцеклетка появилась и может быть оплодотворена. Если ее оплодотворяет сперматозоид с Y-хромосомой, то зиготе ничего хорошего не светит: Y-хромосомы неполноценны, то есть в них утрачены многие категорически важные участки. Науке не известны случаи рождения людей с кариотипом YY, и очевидно, что для полноценного развития организма жизненно необходима X-хромосома. Но если ее оплодотворит сперматозоид, содержащий эту самую X-хромосому, то возможно, что ребенок родится и будет жизнеспособным. Тогда получится парадоксальная ситуация, при которой Y-хромосому человек получит от матери, а Х - от отца. Видимо, на выявление таковой сенсации и были направлены соответствующие исследования, но все оказалось банально.=)
А далее мы и приходим к гипотетическому партеногенезу.

Если допустить, что произошло еще одно крайне сложное и маловероятное нарушение, из-за которого полярные тельца не отделились от яйцеклетки (содержащей X-хромосому), то они могут выступить в роли сперматозоида и оплодотворить ее (разумеется, сугубо теоретически). И да, вспоминаем, что мейоз в данном случае шел как в сперматозоидах, то есть полярное тельце может содержать Y-хромосому (а может и X). Если ооцит оплодотворяется полярным тельцем с X-хромосомой, то получится генетический клон той части матери, которая содержит только X-хромосомы. А если тем, которое содержит Y-хромосому, то внезапно получится генетический клон ее "мужской" части (хромосомы прошли кроссинговер, но при обмене участками все гены матери сохранились в полном комплекте). Сходная ситуация возникнет, если яйцеклетка содержит Y-хромосому, а полоцит - X. Остается вопрос, будет ли здесь выражен мужской фенотип, поскольку генотип матери дефектен, а рождается все равно клон. Некоторая вероятность таки есть - скажем, если в результате геномного импринтинга экспрессируется другой аллель (не вижу причин для этого, но мало ли).
Но все это - только в том случае, если партеногенез происходит путем оплодотворения ооцита полярным тельцем. Если же он индуцирован каким-то другим фактором, то диплоидность восстанавливается путем удвоения уже имеющихся хромосом, в том числе половой, посему получится либо YY (нежизнеспособный вариант, см. выше), либо XX (частичный клон матери). В этом варианте невозможно рождение особи мужского пола.
При всем этом нельзя забывать принципиальный момент - хромосомную мозаичность матери. Вероятность того, что у нее оплодотворилась яйцеклетка, полученная в ходе нормального мейоза (XX->X), вполне себе неиллюзорна. Так что пока нельзя сказать, возможен ли вообще мейоз ооцита по образцу сперматозоида.
Ну и да, сам факт партеногенетического зачатия мальчика вследствие комбинации нескольких комплексных и чрезвычайно редких нарушений оогенеза вовсе не придает этому ребенку каких-то сверхъестественных свойств, это само собой.