Цитата(Генрих @ 5.8.2015, 20:19)

Но где-то я слышал, что пилоты, летающие на высоте 12 тысяч км и выше, под особым контролем в этом смысле. И ограничения есть, сколько-то там часов в год, и за здоровьем их следят и платят больше.
Да, действительно.
Есть «Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряжённости, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России», утверждённая в 1997 г. Онищенко (главный санитарный врач) с Зайцевым (директор Федеральной авиационной службы) и согласованная с Плевако (президент профсоюза лётчиков).
Вот полностью пункт «Воздействие радиационного (фонового) облучения» второй главы, посвящённой характеристике вредных факторов труда:
«Радиационное (фоновое) облучение членов экипажей ВС относится к одному из самых вредных, опасных для здоровья факторов лётного труда.
Результаты исследований радиационного фона кабин ВС в рейсовых условиях, проведённые специалистами ГОСНИИ ГА, американскими радиобиологами в 1988 — 1993 гг., показали, что дозы облучения членов экипажей ВС на высотах:
— 9000 м составляют 226,8 микрорентген в час (мкр в час);
— на высоте 10000 м — 307 мкр в час;
— на высоте 11000 м — 351 мкр в час;
— на высоте 12000 м — 404 мкр в час.
В то же время уровень радиации у земли и до высоты 1000 м составлял 9,99 мкр в час.
Таким образом, дозы облучения членов экипажей ВС на высотах от 9000 до 12000 м превышают естественный радиационный фон у земли:
— на высоте 9000 м — в 31 раз;
— на высоте 11000 м — в 35 раз;
— на высоте 12000 м — в 41 раз.
Кроме того, на высотах 10000 — 12000 м солнечные вспышки увеличивают мощность дозы облучения в течение нескольких часов от 0,7 до 200 мбэр/час, а иногда и до 2000 мбэр/час.
В соответствии с рекомендациями Международной комиссии по международным единицам (Публикация МКРЗМ 40) необходимо рассматривать членов экипажей ВС как профессионалов, работающих в условиях ионизирующих излучений, которые сравнимы с дозами, получаемыми работниками атомной промышленности.
При этом повышенное радиационное облучение членов экипажей ВС, начинающееся с высоты 6000 м, приводит прежде всего к значительному ослаблению иммунной системы организма, оказывает вместе с вредными химическими примесями воздуха кабин канцерогенное и мутагенное воздействие на организм, развитие целого ряда заболеваний, в том числе развитие онкологических заболеваний; так, смертность от рака среди членов экипажей ВС достигает 60 случаев на 100000 обследованных.
Дополнительно экипаж ВС находится под постоянным воздействием СВЧ-излучений, источниками которых являются наземные радиолокационные системы служб управления воздушным движением и бортовые блоки радионавигационных и радиолокационных систем ВС».
Есть СанПиН 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации», он ограничивает дозу 5-ю мЗв в год. Данная норма не распространяется на экипажи сверхзвуковых транспортников. Их дозы регламентирует СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)».
Есть СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009).
В конце концов, есть федеральный закон № 3 «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 (действующая редакция от 19.07.2011).
Плюс к этому вроде как средства радиационного контроля на авиалайнерах штатно устанавливаются.
Но как оно на самом деле — не ясно. Надо бы сюда действительного пилота.
Так-то вон если верить Баранникову, Барсукову, Малышеву и Пустоветову («Уровни облучения экипажей и пассажиров воздушных судов при полётах в полярных районах»), то на высоких широтах да во время высокой солнечной активности можно годовую дозу за восемь часов набрать.