http://www.livelib.ru/blog/post/6353Алекс Громов: издательства без маски
Deli, вчера 18:12
Книжный критик Алекс Громов, с чьими обзорами на новинки наши читатели познакомились не так давно, открывает серию интервью с видными российскими издателями, взятыми эксклюзивно для Ливлиба.
Темные и светлые стороны книгоиздания
Глеб Гусаков, соучредитель издательства «Снежный Ком М», делится правдой и рекомендует…
Беседовал Алекс Громов
- Среди любителей неформатной, сетевой и прочей литературы существует мнение, что в отечественном книжном мире существует две беды: издатели и реализаторы. Последние де-факто не продают потенциальные шедевры, не предназначенные для широких масс, а издатели не желают рисковать. Ваш комментарий?
Любители неформатной и прочей литературы лучше бы помолчали. Они на форумах да в жэжэшках такие громкие да храбрые, а стОит издать что-либо неформатное, нестандартное, да просто – умное (я говорю сейчас об узком секторе фантастики, но и в современной прозе похожие тенденции), они отчего-то не спешат покупать эти новинки. Печальный опыт «интеллектуальных» серий АСТ «Амальгама» и «Мифу и Городу», равно как и некоторых иных – тому прямое подтверждение. Реально на двухтысячный тираж подобной литературы в среднем находится около пятисот (извините, на весь русскоязычный мир!) покупателей. Возможно, если напечатать пятьдесят тысяч и разложить в каждом магазине и киоске, их количество выросло бы до тысячи.
Ибо, если не сунуть потребителю под нос, будь он хоть трижды эстет, хоть из столицы, хоть из провинции – он пойдёт на Флибусту. Кстати, хороший пример: на том же «Лайвлибе» мы ставили в раздачи сложные и неформатные тексты. И что же? Люди, получившие книги не то что на халяву, а ещё и с почтовой доставкой за счёт издательства с упоением пишут тут уничижительные, а главное – мягко говоря, неумные отзывы. Что не оплачено, то не воспринимается. А оплачивать желают «в один клик» или – в оффлайне – не дальше книжного у ближайшей станции метро, с которой потребитель-эстет едет в офис на работу.
Поэтому в «потенциальные шедевры» закладываются солидные рекламные бюджеты и используются нестандартные маркетинговые ходы. Пример – то же «Метро», которое с упоением продолжают читать, и стар, и млад, и эстет и простец.
- Вы издаете русскоязычных авторов со всех краев света. Нужны ли вам новые, пока еще не признанные гении и реально читаете ли вы поступающий к вам самотёк?
Самотёк мы реально изучаем – благо, что читать там зачастую далее синопсиса не требуется. Если у нас на сайте в требованиях к авторам чёрным по русскому обозначено, что мы не рассматриваем фэнтези, а синопсис начинается со слов: «Однажды в королевстве Ауроменда архимагом Лазолваном был обнаружен таинственный артефакт Клотримозол» - в корзину. Если в синопсисе автор пишет «-ться» вместо «тся», «ни» вместо «не», «на счёт» (на чей счёт, в каком банке? если на мой – я не против) вместо «насчёт» «прилюбопытный» вместо «прелюбопытный», «Миссия» вместо «Мессия», «освещённый» вместо «освящённый» (или наоборот) – в корзину. В школу, в пятый класс, а потом уже – в редакцию.
Новые, непризнанные гении уже у нас есть – парочка, осталось малое – найти деньги на их информационное представление общественности. Ибо, если Большой Брат (будь то телевизор, «селебрити», популярный актёр) говорит, что это хорошо – значит, это будет хорошо. Девяносто процентов подтвердят, что хорошо, а десять – из духа противоречия громко закричат, что это полная фигня; эти десять процентов не менее важны для медийности гения, чем девяносто восхищённых процентов. Но стОит это ох как недёшево…
- «Снежный Ком М» - это три серии: «Настоящая фантастика», «Нереальная проза» и «Антологии». Если у вас четкая градация – а вот это не наше (независимо от качества текста), предъявляемые для попадания в каждую из серий, и какова судьба текстов «на грани» - т.е. написанных на стыке жанров?
Да, у нас есть такие градации, другое дело, что их довольно сложно формализовать. Но независимо от качества не получится. Попробую. Во-первых, текст должен быть хорошо написан – в серию НФ. Текст должен быть ОЧЕНЬ хорошо написан – в серию НП. В «Антологиях» отдельным рассказам могут быть сделаны стилистические поблажки (редактор почистит) если автор круто «зашёл в тему» антологии. Во-вторых, нам не нужны тексты безыдейные. Желающие чистого развлечения – «прочитал и забыл» – не к нам. Нас интересуют тексты, где помимо развлекательного, имеется второй, а то и третий смысловой пласт. В идеале нам нужны тексты, которые читателю – нашему читателю – захотелось бы хоть раз да перечитать.
Тексты, написанные «на стыке» жанров, если они хороши, то идут в серию «Нереальная Проза». Классические примеры – «Шестой Моряк» Евгения Филенко (это НФ, где первая часть романа стилизована под фэнтези, вторая – под «Младшую Эдду», и лишь третья – классическая жёсткая научная фантастика), «Двойники» и «Третья Концепция Равновесия» Ярослава Верова, «Девочка и Мертвецы» Владимира Данихнова.
А ещё у нас случаются внесерийные издания.
- Многие начинающие авторы болезненно реагируют на «хирургическое вмешательство» - редактуру своих рукописей. Вы предпочитаете работать с потенциально готовыми рукописями, не требующими глобальной переработки? Какова судьба остальных:
а) рукопись «просто» отклоняется;
б) автор переделывает сам;
в) автор приглашается на творческий семинар;
г) вас – много, а – один.
Или есть другие варианты? И какова примерно статистика вашего издательства по вариантам а), б), в) ?
Тут ответ простой: вариант а) – 99%, вариант в) 1% – автор приглашается на литературный семинар «Партенит». Вариант в), как выясняется, даёт плоды. Разумеется, прежде чем прибегнуть к варианту в), я внимательно присматриваюсь и к тексту, и к самому автору (в личной переписке), чтобы оценить – надо ли приглашать, воспримет ли автор критику, потянет ли переделку романа? В большинстве случаев я принимаю верное решение, хотя и была пара досадных осечек.
- Какие книги «Снежного Кома М» вы считаете самыми удачными и почему?
Почти все. Вообще-то, спросить так, это всё равно, что спросить у матери, кого из своих детей она считает самым лучшим. Я говорю не о коммерческой составляющей. За исключением одного ошибочного решения об издании, я доволен и авторами, и текстами.
- Курица – не боевая птица, фантастика – не боллитра (большая литература). Это мнение широко распространено в уважаемой публике, брезгливо воротящей нос от попаданцев, атакующих зомби и сказочно прекрасных эльфов (и тем более эльфиек). Если не вспоминать А.Платонова, М.Булгакова и иже с ними, то есть ли контраргументы, новые имена, которые бы вошли в боллитру именно через фантастику?
Да хоть бы и Иванов – кто помнит его роман «Земля сортировочная»? Зато «Сердце Пармы» знают все. Но Иванову сказочно, невероятно повезло – он понравился как автор лично тогдашнему руководству «Азбуки». Пелевин вовремя успел перепозиционироваться из фантастов, но начинал-то как фантаст. И фэндом по-прежнему держит его «за своего», но Пелевин не держит фэндом за «своих». Хотя его предпоследняя вещь, «Снафф» - чистая и незамутнённая социальная НФ. Маша Галина – очень ловко балансирует между фантастикой и боллитрой, своя и там, и там. А ведь её дебютную книгу издавали я и Света Бондаренко, ещё в донецком «Сталкере» (не путать с одноимённой серией, это произошло раньше) – и это была чистейшая НФ.
Сейчас мы, «Снежный Ком М», готовим такой прорыв для пары-тройки авторов. Выйдет – не выйдет, – иной вопрос.
- Чем, по-вашему, отличается нынешнее отечественное НФ от классического советского и европейско-американского? И каковы наши перспективы?
Отличается оно тем, что, если появляется, то не воспринимается читателем. Хоть иностранные псевдонимы ставь. Тексты по уровню не хуже англо-саксонских образцов обливаются помоями. Если же возможно было устроить мистификацию и приписать текст, условно говоря, нашего писателя Х. известному западному НФ-шнику – пИсали бы кипятком от восторга. Резюмирую: хорошая отечественная НФ появляется редко (в основном за НФ выдают антуражную фантастику), по качеству не уступает западному, не имеет ничего общего с советской (кроме некоторого тяготения к стилистике и приёмам братьев Стругацких, но не всегда). К сожалению, и аудитория западной качественной НФ у нас невелика: допечатка двух тысяч к ажно четырёхтысячному тиражу «Ложной слепоты» Уоттса – это ж было СОБЫТИЕ! На фоне двадцатитысячников от «Альфа-Книги» как-то бледно, согласитесь, друзья мои, эстеты…
- Представьте себе (то самое фантастическое допущение) – вы стали во главе огромной книжной корпорации. Может быть, даже межгалактической. И вот в вашем огромном кабинете идет совещание: реализация предлагает миллионным тиражом для Земли и полумиллионным для Марса издать боевик «Бойня рас № 72». Редакции уже подготовили новые серии: «Звездная красавица №342» и «Месть Млечному Пути №98», «Офисные тайны. Советы императора Палпатина». Под дружный хор голосов: «Мы захватим всю галактику!» – вам предлагают все это одобрить. Будете ли вы включать в план неформатное сочинение никому не известного Люка Скайуокера «Рассвет над Татуином», написанное в стиле нереальной прозы Будущего?
Хе-хе. Не только включу в план, но и посажу на него самого толкового манагера, чтобы на фоне всей этой байды, «Рассвет над Татуином» выстрелил совершенно в неожиданную сторону, используя «Бойню рас» как некий трамплинчеГ…
И в заключении - не забывайте о том, что, образно говоря, Энакин поначалу тоже был неформатным автором, а потом уж превратился в серийное зло...