Литературный форум Фантасты.RU > Истории про космос и около
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Истории про космос и около
Литературный форум Фантасты.RU > Для души > Оффтоп
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
Генрих
Она (температура) существует для материала оболочки. А я о чём?
Это вы говорите о материале, а Манул: "В космосе холодно".
Серый Манул
Цитата(Генрих @ 17.1.2020, 18:26) *
Она (температура) существует для материала оболочки. А я о чём?
Это вы говорите о материале, а Манул: "В космосе холодно".

За счет теплового излучения все замерзает
Генрих
Опять не поняли...
Температура - способ характеристики внутренней энергии вещества. Понимаете? Вещества.
Серый Манул
Цитата(Генрих @ 17.1.2020, 19:16) *
Опять не поняли...
Температура - способ характеристики внутренней энергии вещества. Понимаете? Вещества.

Генрих, любое вещество в открытом космосе начинает охлаждаться за счёт теплового излучения. На земле тепловое излучение не приводит к существенному охлаждению, поскольку оно является равновестным и возвращается обратно в тело (часть возращается).
В космосе возврата нет, поэтому происходит охлаждение тел. Кроме того, из-за отсутствия давления вода вскипает при малой температуре, а из-за процессов испарения охлаждается. Я сам проводил опыты по заморозке воды при 25С, было прикольно.

С другой стороны если рядом звезда, возможен сильный нагрев поверхности. А в тени наоборот холодно. В общем из-за наличии большого числа вариантов, каждую ситуацию надо обговаривать. Мне интересно, каким образом происходит спайка при низкой температуре в вакууме.

Моя фраза в космосе холодно, сказана не буквально, а в переностном значении. Сам космос не переносит тепла, по сути это идельный теплоизолятор. Но человеку в нём было бы холодно, хотя это не самая большая его проблема будет.

И вообще речь шла про поверхность металла, которая явно будет не теплая.
Ябадзин
Цитата(Серый Манул @ 17.1.2020, 21:17) *
.

С другой стороны если рядом звезда, возможен сильный нагрев поверхности. А в тени наоборот холодно. В общем из-за наличии большого числа вариантов, каждую ситуацию надо обговаривать. Мне интересно, каким образом происходит спайка при низкой температуре в вакууме.


Ну не будет без температуры "спайка" идти. Ну как-бы энергию по-любому нужно затратить, чтобы соединительные связи образовать. Этож физика какой класс.
Только если Казимир...
Ну типа Я
Я думаю, Манул имел ввиду диффузию, а не спайку. Есть такой эффект (иногда называют холодной сваркой) при низких (космических) температурах.
Цитата
Холодная сварка уже становилась причиной проблем — скажем, у космического аппарата «Галилео» в ходе полёта намертво «срослись» детали антенны.
mechanik
Первый американский астронавт на орбите – Джон Глен – стартовал 20 февраля 1962г. До него в космос слетал Шепард, потом Гриссом, но то были все-таки суборбитальные полеты длительностью по 15 минут с небольшим. Глен провел на орбите почти 5 часов. Конечно, техника и ему показала, где раки зимуют. Но сначала все шло хорошо. Как и Гагарин он восторгался космическими красотами, а когда его капсула очередной раз выскочила из тени, с волнением доложил на Землю, что корабль окружают тысячи маленьких светящихся объектов, которые «движутся вместе с кораблем, кружатся и постепенно отстают». Потом уже оказалось, что эти «искорки» - замерзшие капли. Брызги от работы двигателей ориентации.
Потом автоматика сломалась и перестала поддерживать ориентацию корабля. Глен стал все делать вручную. А потом в ЦУПе по телеметрии обнаружили, что надувной посадочный амортизатор и, что самое поганое, теплозащитный экран потеряли крепление к корпусу. А это означало, что после отстрела тормозной ДУ экран отвалится от корабля, и капсула сгорит.
Тем временем запас горючки в ручной системе ориентации стремительно уменьшался и ЦУП порекомендовал «лечь в дрейф». Но капсула летела как-то странно: приборы показывали нулевые отклонения, а пилот ясно видел, что это не так. Потом иллюминатор стал грязным до полупрозрачности, но Глен все же был уверен, что и так сможет правильно сориентировать корабль перед торможением.
Мозговым штурмом в ЦУПе сообразили, что Глена можно спасти, если не сбрасывать ТДУ после того, как та сделает свою работу. Тогда ее крепления удержат экран после входа в атмосферу. А когда она отгорит, экран должен прижаться к капсуле скоростным напором.
Из-за «неотстрела» ТДУ Глену пришлось вручную стабилизировать корабль и пытаться удержать его в нужном положении при входе в атмосферу, иначе капсула бы все-равно сгорела. Он справился, хоть и полностью израсходовал все топливо. Проверка на земле показала, что датчик соврал – крепление экрана было в порядке.
ВалерийS
Цитата(mechanik @ 12.1.2020, 6:08) *
Вообще из первого отряда советских космонавтов в 20 человек, для первого полета было отобрано три кандидатуры: Гагарин, Титов и Нелюбов. Потом осталось двое (тут уже просто слухи, но говорят на первый полет в качестве основного кандидата Нелюбова не одобрил сам Хрущев: «Был бы он хотя бы Любимовым…»).
Каманин (руководитель подготовки космонавтов) в своем дневнике написал: «Итак кто же?.. Трудно решать кого посылать на верную смерть и столь же трудно решить, кого из двоих-троих достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».

Да, действительно, Гагарин никого не превосходил ни по каким параметрам. Были кандидаты гораздо достойней. Но когда Хрущёву показали фотографии, он твердо сказал, что полетит только Гагарин.

И главная причина была такая, что он красиво улыбался и всем своим видом олицетворял русского парня.
Эллекин
Цитата(Серый Манул @ 17.1.2020, 21:17) *
Мне интересно, каким образом происходит спайка при низкой температуре в вакууме.

Низкая температура - это какая? Равновесная для земной орбиты - 6 по Цельсию.
Генрих
Цитата(ВалерийS @ 22.1.2020, 18:25) *
Да, действительно, Гагарин никого не превосходил ни по каким параметрам. Были кандидаты гораздо достойней. Но когда Хрущёву показали фотографии, он твердо сказал, что полетит только Гагарин.

И главная причина была такая, что он красиво улыбался и всем своим видом олицетворял русского парня.
Что было не последним делом. Королёв предвидел, что Гагарину придётся светиться перед всем миром. Бренд должен производить впечатление.
ВалерийS
Цитата(Генрих @ 23.1.2020, 0:49) *
Что было не последним делом. Королёв предвидел, что Гагарину придётся светиться перед всем миром. Бренд должен производить впечатление.

Да, Королёв действительно предложил такое мнение Хрущёву и тот зразу же согласился. Хрущёв лишь сказал, а он не хуже других подготовлен, а Королёв сказал, они все одинаково хорошо подготовлены.
mechanik
На третьем пуске наших космонавтов Каманин фундаментально поругался с Королевым. Полет Титова показал, что не только собачкам, но и космонавту на орбите со временем нехорошеет. Врачи склонялись к мысли, что это аналог морского укачивания, но уверены не были. Вполне могло оказаться что-то совсем другое. В любом случае они настойчиво рекомендовали в космос больше суток никому не летать, пока информации побольше не наберется. Командование ВВС с ними согласилось, но Королев считал, что нужно идти вперед в неизвестность и настаивал на трехсуточном полете.
Хрущев сильно хотел «доказать всему миру, что они ((американцы)) от нас безнадежно отстали». Между тем, эти самые американцы запускали одного астронавта за другим, и к октябрю 1962 года их уже пятеро в космосе побывало. Королев предложил синхронный полет сразу трех кораблей. По его плану "Востоки" стартовали с интервалом в сутки, а приземлялись одновременно. Таким образом, первый космонавт провел бы на орбите трое суток, второй – двое, третий, понятно, одни, и у врачей появился бы хороший материал для сравнительного анализа.
ВВС предложили старт одновременно двух кораблей длительностью ровно сутки, с возможностью продления полета, если люди будут чувствовать себя хорошо. Королев выступил категорически против. ВВС "подвинулись" до двух суток, но дальше - уперлись. Каманин, который, тоже считал, что риск слишком высок, обговорил этот вопрос с космонавтами. Потом с ними поговорил Королев и конечно убедил. Потом снова Каманин…
mechanik
1962 - год Карибского кризиса. СССР пытается разместить ракеты с ядерными боеголовками на Кубе. Отношения с США близки к военному конфликту, но относительно полетов в космос стороны проявляют вежливость.
9 июля на высоте около 400 км над атоллом Джонстон в Тихом океане американцы взорвали бомбу эквивалентом 1,4 мегатонн. Непредвиденным результатом стало появление искусственного радиационного пояса высокой интенсивности. А в ближайшие месяцы стартовать собирались и мы, и американцы. Специалисты подсчитали, что с учетом защитных свойств стенок кораблей и скафандров опасности нет, но только если не будет новых похожих взрывов. Поэтому СССР призвал США «воздержаться от проведения ядерных испытаний, которые могли бы создать угрозу безопасности советского космонавта». В тот же день Госдепартамент заявил, что «США не намечают никаких действий, которые каким-либо образом помешали бы советскому космонавту».
Немного спустя, американцы в свою очередь направили ноту, в которой сообщили, что 2 октября планируется полет астронавта и призвали СССР воздержаться от высотных ядерных испытаний. На что получили ответ: «Советский Союз не предпримет, разумеется, никаких действий, которые могли бы создать препятствия полету американского космонавта». ((http://old.russ.ru/ist_sovr/express/1962_40.html))
NatashaKasher
Потрясающе... Вообще да, впечатляет всё это.
Эллекин
Цитата(mechanik @ 24.1.2020, 11:17) *
Непредвиденным результатом стало появление искусственного радиационного пояса высокой интенсивности.

В космосе излучение не поглощается средой, в результате чего после взрыва в Джонстоне вышел из строя ряд спутников, находившихся в сотнях километров, а вспышку видели за 3000 км. Радиационный пояс потом достал ещё несколько спутников. Короче, в случае войны несколько космических ядерных взрывов полностью парализуют всё на низких орбитах. GPS, правда, будет работать - эти висят на средневысоких, в 20000 км.
ВалерийS
Цитата(Эллекин @ 24.1.2020, 20:55) *
В космосе излучение не поглощается средой, в результате чего после взрыва в Джонстоне вышел из строя ряд спутников, находившихся в сотнях километров, а вспышку видели за 3000 км. Радиационный пояс потом достал ещё несколько спутников. Короче, в случае войны несколько космических ядерных взрывов полностью парализуют всё на низких орбитах. GPS, правда, будет работать - эти висят на средневысоких, в 20000 км.

Согласен.
mechanik
Третий старт наших космонавтов всё переносился и переносился. Были многочисленные отсрочки для доработок. Были аварии при запуске спутников. В июне ракета-носитель взорвалась едва взлетев, и здорово порушила единственный стартовый стол со всем оборудованием. Вокруг длительности полета и количества участников продолжались ожесточенные дебаты. В итоге, в космос отправились два космонавта на трое суток, с вариантом увеличения срока, если все пойдет хорошо и возможностью экстренного приземления, ежели совсем худо. 11 августа стартовал Николаев, 12 – Попович.
В первые сутки Николаев проделал эксперимент, который сейчас может показаться пустяком, а тогда представлял существенный риск. Николаев должен был отстегнуться и вылезти из пилотского кресла. Кабины «Востоков» (в отличии от более поздних моделей) были просторными. Работать привязанным в кресле оказалось крайне неудобным. Но все было впервые, и никто точно не знал, сможет ли космонавт вернуться на место. Если бы не удалось, то катапультирование становилось невозможным, а системы мягкой посадки тогда еще не делали.
Николаев благополучно отстегнулся, поплавал и пристегнулся. На следующие сутки эксперимент повторил Попович:
Цитата
Я отвязался, но не всплыл. Оказалось, плотно зажат в ложемент. Андрей мне посоветовал: «Ты оттолкнись от него». Я по привычке, как на Земле оттолкнулся и как… врезался головой в потолок! По этой причине впервые на орбите раздался русский мат...
mechanik
Вопрос, почему космонавтам хужает на орбите, оставался открытым. Помимо прочего подозревали некое нефиксируемое приборами космическое излучение, наподобие радиационного. В цепочке симптомов - тошнота, рвота, кишечное расстройство - не хватало только последнего. Для него придумали специальный шифр. В случае поноса космонавт должен был передать на Землю: «Началась гроза» (ну, чтоб враги не догадались), и ЦУП начинал готовить экстренную посадку.
К исходу третьих суток, выяснилось, что космонавты чувствуют себя более или менее хорошо (у Поповича даже тошноты особой не было), и встал вопрос о продлении полетов. Конструкторов беспокоило, что в обоих кораблях засбоила система кондиционирования. Температура постепенно стала опускаться. С 26 градусов упала до 13, вроде стабилизировалась, потом опять потихоньку поползла вниз (между прочим, у американцев тоже были проблемы с климат-контролем, но в другую сторону. У Скотта Карпентера, который летал после Глена, температура в кабине доходила до 42 градусов по Цельсию).
Но Королев все-равно настаивал на продолжении полета. Против выступил Каманин. Гагарин и Титов заняли нейтральную позицию. Как писал один присутствовавших на совещании:
Цитата
«Маршал Руденко от лица ВВС выступил так горячо, что вызвал негодование Королева. Разгорелась дискуссия на повышенных тонах и в крайне резких выражениях»
Полагаю, с использованием местных идиоматических оборотов ©.

В итоге, решили все-таки узнать мнение самого Николаева. Тот сказал: «Могу продолжить полет еще на одни сутки». На том и порешили.

Вечером комиссия собралась снова теперь уже по поводу Поповича. Каманин, как всегда, был против увеличения срока полета. Королев в этот раз особо не настаивал, но другие конструктора считали, что хорошо бы продлить. Руденко посовещался с министром обороны Гречко, тот не возражал. Председатель комиссии Смирнов (тогда Председатель Госкомитета по оборонной технике) все-таки не стал брать ответственность на себя и позвонил Хрущеву. Тот ответил:
Цитата
«Почему мы должны его обижать? Запросите и, если он желает и может лететь дальше, разрешите…»

Сам Попович был не против летать еще сутки, хотя у него в кабине температура упала уже до 10 градусов. Влажность тоже упала. Врачи стали опасаться кислородной недостаточности. В ЦУПе опять засомневались.
И тут Попович передал: «Наблюдаю грозу». Вариант продления отпал сам собой. Корабль стали готовить к посадке. Попович попытался всех успокоить: «Самочувствие нормальное. Наблюдал метеорологическую грозу и молнии», но было поздно.
mechanik
После полета Гагарина в СССР рассматривались различные варианты освоения космоса с основной задачей: сохранить приоритет перед США. В конце августа 1961 года Каманин вышел с идеей послать в космос женщину. В декабре Президиум ЦК КПСС распорядился набрать женский отряд из пятерых человек. Срочно отобранные девушки, были немедленно призваны на военную службу и зачислены в отряд. Вся эта инициатива прошла мимо Королева и потому изначально не вызывала у него ничего кроме раздражения.
После тренировок и всевозможных медкомиссий в отряде осталось трое.
Каманин:
Цитата
«Любая из космонавток может выполнить полет на корабле «Восток»…
Пономарева имеет наиболее основательную теоретическую подготовку и способнее других, все схватывает на лету но… заносчива, себялюбива, преувеличивает свои возможности и не прочь выпить, покурить и погулять.
Соловьева по всем объективным данным наиболее физически и морально вынослива, но она несколько замкнута и недостаточно активна в общественной работе.
Из всех только Терешкова не имеет высшего образования, но активная общественница, способна хорошо выступать, пользуется большим авторитетом…»

Только в апреле 1963 года после долгих и острых дискуссий, опять дошедших до самых верхов, Королев и Каманин согласовали, наконец, программу полета. Решено было, что стартуют два корабля. На первом мужчина летит на восемь суток, на втором женщина на 2 – 3 суток.
Поскольку никаких новых и неизвестных испытаний на долю женщины-космонавта не планировалось и упор больше делался на политический эффект, лучшей кандидатурой посчитали общественницу Терешкову.


Полудиккенс
Цитата(mechanik @ 25.1.2020, 19:35) *
Пономарева имеет наиболее основательную теоретическую подготовку и способнее других, все схватывает на лету но… заносчива, себялюбива, преувеличивает свои возможности и не прочь выпить, покурить и погулять.

Она сказала: "Поехали!.."
mechanik
По итогам полета Терешковой отряд девушек-космонавтов расформировали. Только через двадцать почти лет - в 1982 году Светлане Савицкой удалость пробить стену, что невзначай поставила Терешкова. Чтоб прорваться в космос Светлане понадобилась вся ее энергия, мировые рекорды высоты-скорости полета, личный авторитет летчика-испытателя и нешуточные родственные связи.
В принципе, ничего сверхординарного в полете Терешковой не случилось. Слухи про истерики и обмороки – не более чем слухи. Просто «Чайка» несколько раз заставила ЦУП сильно понервничать на пустом месте. Плюс изначально скептическое отношение Королева.
Сочинитель
Цитата(mechanik @ 26.1.2020, 10:20) *
В принципе, ничего сверхординарного в полете Терешковой не случилось. Слухи про истерики и обмороки – не более чем слухи. Просто «Чайка» несколько раз заставила ЦУП сильно понервничать на пустом месте. Плюс изначально скептическое отношение Королева.

То есть, после этого в СССР и в России женщин в космос пущать не велено? Даже полёты двух Елен - Кондаковой и Серовой не помогли преодолеть этот запрет?
mechanik
После Савицкой – запрета нет. Да формально и не было никогда.
Генрих
Цитата(mechanik @ 26.1.2020, 10:20) *
...
В принципе, ничего сверхординарного в полете Терешковой не случилось. Слухи про истерики и обмороки – не более чем слухи. Просто «Чайка» несколько раз заставила ЦУП сильно понервничать на пустом месте. Плюс изначально скептическое отношение Королева.
Слухи не более, чем слухи, однако, что это за пустые места, на которых нервничал ЦУП?
NatashaKasher
Цитата(mechanik @ 25.1.2020, 13:19) *
И тут Попович передал: «Наблюдаю грозу». Вариант продления отпал сам собой. Корабль стали готовить к посадке. Попович попытался всех успокоить: «Самочувствие нормальное. Наблюдал метеорологическую грозу и молнии», но было поздно.

Ржала вслух.
NatashaKasher
Цитата(mechanik @ 26.1.2020, 12:06) *
После Савицкой – запрета нет. Да формально и не было никогда.

Было это знаменитое высказывание Королёва: "Ни одной п...ы больше в космосе не будет!"
Генрих
Цитата(NatashaKasher @ 26.1.2020, 15:06) *
Было это знаменитое высказывание Королёва: "Ни одной п...ы больше в космосе не будет!"
И главное, всё на пустом месте. laugh.gif
ВалерийS
Цитата(mechanik @ 26.1.2020, 16:06) *
После Савицкой – запрета нет. Да формально и не было никогда.

Терешкова была отправлена по двум мотивам, первый, это для исследование, как отразиться на рождение ей, ребенка, а второй, конечно политический. и обо были выигранными.

Елена носит фамилию своего отца Адрияна Николаева. В школе девочка училась хорошо. Получив аттестат о среднем полном образовании, наследница Терешковой поступила в медицинский, после окончания, которого Елена начала работать в ЦИТО.

По слухам, отношения Терешковой и ее дочери гладкими никогда не были. Будущая чиновница мало уделяла внимания своей единственной наследнице, и в какой-то момент родственницы даже поссорились и перестали общаться. Поговаривают, что из-за этого конфликта Валентина даже не смогла присутствовать на свадьбе своего отпрыска. Однако, позже Терешковой и Николаевой удалось примириться.

Она росла послушной и прилежной девочкой, окончила школу с золотой медалью.



Ну, а следующие женщины в космосе летали скорей всего для других экспериментов. Но скорей что, тоже связаны с появлением потомства. Ведь всё мечтали, что полетят куда-нибудь далеко и может не одним поколением. Хотя это полный бред. Человек не сможет долететь, даже до соседней Звезды. Но мечтать невредно.
mechanik
Первым, как и намечалось, стартовал Быковский. Все шло более или менее обычно. Отсрочки пуска по разным причинам. Куча занудных проверок и перепроверок против цепочки косяков, часть которых смертельна, часть – нет:
5 июня вывоз ракеты-носителя не состоялся из-за слишком сильного ветра на полигоне
6 июня не состоялся из-за отказа командных радиолиний
9 июня все починили и вывезли, но 10-го позвонил академик Келдыш и сказал, что резко возросла солнечная активность, возможны мощные вспышки. Пуск отложили.
14 июня Быковский занял пилотское кресло, начались последние предстартовые проверки
- выяснилось, что не работают оба УКВ-передатчика. Решили из-за этого полет не откладывать. На борту были еще три КВ-передатчика в рабочем состоянии
- обнаружилось нарушение в подготовке катапультного кресла. Во время предстартовой подготовки не смогли вытащить фал с предохранительной чекой и просто его обрезали. Оказалось, что с обрезанной чекой катапультирование практически невозможно. Алексеев - Главный конструктор скафандров и катапульт – принял решение провести расчековку катапульты и удалить обрезок фала прямо под привязанным к креслу Быковским
- по пятиминутной готовности выяснилось, что отказал гирогоризонт третьей ступени ракеты-носителя. Решили заменить прибор прямо на заправленной ракете с сидящим в ней космонавтом. Хотя после неделинской катастрофы было решено никогда, ни при каких условиях ремонтные работы на заправленной ракете не проводить. На этот раз все обошлось.
С задержкой на три часа Быковский стартовал, правда, когда вышел на орбиту выяснилось, что она гораздо ниже расчетной, и на восьмые сутки корабль может самопроизвольно «зарыться» в атмосферу.

Непосредственно на орбите у Быковского особых проблем не возникло. К этому времени все уже были уверены, что тошнота космонавтов не более, чем разновидность укачивания и ничего больше. Быковского и не укачивало, весь полет чувствовал себя хорошо. Занимался физкультурой, делал плановые эксперименты, проводил телевизионные сеансы связи. Несколько раз брал управление на себя и ориентировал корабль «по посадочному». Это было важно. Автоматика посадки периодически сбоила во время наземных испытаний, и Королев принял решение, что космонавты перед торможением на орбите выполняют ориентацию вручную.
mechanik
Тем временем Терешкова, Пономарева и Соловьева продолжали готовиться. Прямо накануне предстартовой пресс-конференции Брежневу (он был тогда Председателем Верховного Совета СССР) пришла мысль представить девушек прессе, как гражданских. Пришлось всех космонавток срочно переодевать, а своих платьев с собой у них не было, но в целом пресс-конференция прошла успешно. На редкость хорошо удалась и подготовка корабля. Старт прошел без задержек, 16 июня «Восток-6» вышел на расчетную орбиту.
В целом программа полета Терешковой мало отличалась от программы Гагарина, но, однако, была существенно дольше, включала биологические эксперименты на мышах, киносъемку, прием пищи. Не говоря уже о ручной ориентации корабля перед торможением.
Начало полета «Чайки» прошло гладко – она поддерживала связь с Землей и с «Ястребом», даже пела ему песни. Дневник не вела, поскольку оба карандаша не то уплыли, не то сломались. Биологические эксперименты не проводила, поскольку «не смогла достать объекты из укладки», но в целом чувствовала себя хорошо и «в первые сутки скафандр практически не ощущался».
На вторые сутки, 17 июня, в ЦУПе обратили внимание на "не всегда четкие, уклончивые ответы Терешковой на вопросы. Это насторожило, вызвало сомнения в ее бодрых докладах…". Позже выяснилось, что ее стошнило (правда винила она в этом не вестибулярное расстройство, а плохое качество пищи). Уже на земле в отчете Госкомиссии Терешкова отметила, что
Цитата
«на вторые сутки появились ноющие боли в правой голени, которые не прошли до окончания полета. Гермошлем мешал и давил на плечи. Под датчиком на голове ощущались зуд и боль»

Тем не менее, в целом Терешкова сохраняла спокойствие.
mechanik
18 июня в связи с опасными вспышками на Солнце Госкомиссия приняла решение Ястреба сажать на 82 витке, Чайку – на 49-ом.

Терешкова опробовала ручное управление, но выполнить ориентацию «по посадочному» ей не удалось. Свою неудачу она объяснила тем, что не дотягивалась до «Глобуса» (прибор навигации) и пришлось отвязаться от кресла (при наземных тренировках таких проблем не возникало).
Это вызвало большое напряжение в ЦУПе. Если откажет еще и автомат, возвращение станет невозможным. Сотрудники ЦУПа и уже летавшие космонавты провели с Терешковой ряд инструктажей и утром 19 июня за несколько часов до посадки ориентация корабля была все же выполнена.

Команда на включение цикла автоматической посадки прошла, но докладов Терешковой об этом и том, что должно быть дальше – включение, выключение тормозной ДУ и про все остальные этапы спуска не последовало. Связь с кораблем прекратилась. Вот тут в ЦУПе переполошились не на шутку. Помимо прочего, о полете первой женщины было широко объявлено. Со всеми вытекающими.

Спускаемый аппарат и катапультировавшаяся Терешкова благополучно приземлились в полусотне километров от планированного места посадки. Поисковые группы все еще безнадежно смотрели в небо. А тем временем прибежавшие люди помогли Терешковой снять скафандр, она в благодарность подарила им тюбики с бортовой пищей. Они накормили ее картошкой с луком, напоили кумысом (что было, конечно, категорически запрещено. Но, чего уж там. Эйфория).

А тем временем в ЦУПе просчитывали варианты, что же произошло. Прошло уже больше двух часов с момента пропадания связи и надежда на благополучный исход угасала. Тем не менее поисковая операция продолжалась. Один из самолетов в конце концов обнаружил спускаемый аппарат. Когда выяснилось, что с Терешковой все в порядке, Королев и произнес свою знаменитую фразу насчет того, чего в космосе никогда не будет (хотя возможно это байка).

Как выяснилось позже, Терешкова в какой-то момент решила передавать информацию о ходе спуска «на ключе» по азбуке Морзе, но ее никто не услышал. Все ждали доклада на других частотах. И устного, а не морзянкой.
Генрих
Бестолочь она, короче...
Полагаю, в словах Королёва (пусть по легенде) есть сермяжная правда. Вот, к примеру, в моём городишке, в котором я родился и вырос, все водители автобусов были мужчины, все водители трамваев - женщины.
Fr0st Ph0en!x
Цитата(mechanik @ 25.1.2020, 15:19) *
И тут Попович передал: «Наблюдаю грозу». Вариант продления отпал сам собой. Корабль стали готовить к посадке. Попович попытался всех успокоить: «Самочувствие нормальное. Наблюдал метеорологическую грозу и молнии», но было поздно.

laugh.gif laugh.gif laugh.gif Прямо настоящий анекдот.
Цитата(mechanik @ 25.1.2020, 21:35) *
В декабре Президиум ЦК КПСС распорядился набрать женский отряд из пятерых человек. Срочно отобранные девушки, были немедленно призваны на военную службу и зачислены в отряд. Вся эта инициатива прошла мимо Королева и потому изначально не вызывала у него ничего кроме раздражения.

Насколько помню, там еще была немаловажная сложность гигиенического характера: средства отправления нужд космонавтов того времени были рассчитаны исключительно на мужчин, и адаптировать их для женщин было проблематично.
Цитата(mechanik @ 27.1.2020, 0:46) *
Команда на включение цикла автоматической посадки прошла, но докладов Терешковой об этом и том, что должно быть дальше – включение, выключение тормозной ДУ и про все остальные этапы спуска не последовало. Связь с кораблем прекратилась. Вот тут в ЦУПе переполошились не на шутку. Помимо прочего, о полете первой женщины было широко объявлено. Со всеми вытекающими.

Короче, лучше бы выбрали Соловьеву. Или Пономареву, пусть она и любила потусить. laugh.gif Активную общественницу им надо было, видите ли. Вот и хлебнули с ней. wink.gif
mechanik
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 27.1.2020, 15:03) *
laugh.gif laugh.gif laugh.gif Прямо настоящий анекдот.

У Быковского случилось противоположенное недоразумение. В рамках программы мед-исследований он принял слабительное, воспользовался усовершенствованным ассенизационным устройством, о чем и доложился на землю:
Цитата
Я передал очередное сообщение, в котором сообщил, что у меня был космический стул. Из-за помех радист принял вместо слова «стул» - «стук». На пункте управления поднялся переполох. Посыпались вопросы: «Что случилось с кораблем? Что застучало? Какой характер стука: скользящий, шипящий, скребущий и т.д.» Пришлось разъяснять.
Генрих
Вы, Наташа, за мизогинию не правы, но спорить с модератором всё равно, что против ветра плевать.
mechanik
А тем временем по ту сторону океана

Цитата
Советский Союз вступил в космос мощно, красиво, неожиданно и самое главное таинственно…
В начале шестидесятых американцы испили полную чашу растерянности, отчаянья и экстремального испытания веры в собственные силы. И что было, возможно, тяжелее всего – не ощущали поддержки государства… Под ледяным дождем громкой и незаслуженной критики все в НАСА работали, как забытые богом старатели Аляски… К правительственным телефонам не подходили, про рождественские праздники никто не вспоминал…
В июле 1960 впервые была представлена идея трехместного «Аполлона» (для полета вокруг Земли и пилотируемого облета Луны). НАСА попросил на первый год работы двадцать восемь млн $. Получил - один.
Полет Гагарина 12 апреля 1961, лишивший на время дара речи (и критики) президентскую свиту, дал НАСА возможность нормально работать и провести 5 мая 1961 года первый пилотируемый полет «Меркурия»…

mechanik
Цитата
Полет Алана Шепарда отмечали вчетверо круче, чем инаугурацию самого президента… и не успели убрать праздничные столы, как воспрянувший духом молодой президент объявил о Лунной программе. Противники Кеннеди пожимали плечами: у Джона голова пошла кругом после первого, весьма сомнительного космического успеха.
А тем временем из руководства НАСА «выбивали, как из пленных японцев» на полуночных совещаниях в Вашингтоне гарантии под лунный демарш. Боссы агентства пожимали плечами, называли какие-то астрономические бюджеты…
Итак, 25 мая 1961 года Кеннеди провозгласил новую национальную цель:
«Наступило время больших свершений, время нового великого американского предприятия… Русские, благодаря из большим ракетным двигателям будут некоторое время побеждать в соревновании, но это должно только подстегивать Соединенные Штаты в их усилиях… Я верю, что наш народ может поставить и решить задачу – до конца этого десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю».

Будет прилунение или нет - Джона Кеннеди возможно даже не очень волновало. Это пусть у боссов НАСА голова болит. До конца десятилетия истекут два президентских срока, а до того любой провал можно считать «рабочим моментом».
А еще Кеннеди подарил спокойствие – не нужно вскакивать с постели от звонка из Пентагона, что русские опять что-то запустили. Запустили? Хорошо, примите поздравления...
mechanik
Знаменитый ракетный движок F-1 рождался тяжело. В 1955 году фирма Rocketdyne получила заказ на разработку большого двигателя от ВВС США. Потом ВВС отказались от него именно из-за грандиозности размеров (полагаю, просто не придумали к чему бы его приспособить). В 1959 контракт на двигатель выдало НАСА. И все равно работа шла тяжело
Цитата
Семь лет разработок и испытаний двигателей F-1 выявили серьёзные проблемы с неустойчивостью горения, которые иногда приводили к катастрофическим авариям. Работы по устранению этой проблемы шли медленно, поскольку она проявлялась периодически и непредсказуемо.

Губанов (Главный конструктор РН «Энергия») вспоминал о своих встречах в начале 90-х годов с Главным инженером программы F-1 Дж. Томпсоном:
Цитата
«Для двигателистов достижение устойчивости горения – это инженерное искусство и интуиция. Эмпирика здесь занимает главное место. Поэтому основной наш вопрос к Джерри был: «Как Вы отважились на столь отчаянный шаг? Он ответил: «Главное - было «надо». Перекрестились и шагнули в неизвестное».

mechanik
mechanik
Первоначальная концепция полета на Луну предполагала следующее:
- большая ракета выводит на трассу полета к Луне относительно маленькую двухступенчатую ракету
- при подлете к Луне эта малая ракета разворачивается хвостом вперед и садится
- после того, как астронавты исследуют район посадки и вернутся, верхняя ступень стартует к Земле
- командный модуль с астронавтами приземляется
По первым прикидкам, для реализации такого проекта требовалась ракета высотой около 100 метров, массой примерно 5000 тонн, с восьмью двигателями типа F-1 на первой ступени (для сравнения: высота нашей Н1 была 105 метров, масса – немного меньше 3000 тонн и 30 двигателей на первой ступени).
Эта концепция представлялась самой реальной и НАСА приступило к разработке исполинской ракеты «Нова».
Но у Вернера фон Брауна было контрпредложение: «Зачем запускать весь лунный комплекс одной гигантской ракетой, если можно можно собрать его на околоземной орбите из частей, выведенных ракетами приемлемого размера?»
Когда летом 1961 года НАСА искало возможность уложиться в поставленный Кеннеди суперкороткий срок, предложение Брауна казалось очень привлекательным.
Midosa
Цитата(mechanik @ 30.1.2020, 12:54) *
По первым прикидкам, для реализации такого проекта требовалась ракета высотой около 100 метров, массой примерно 5000 тонн, с восьмью двигателями типа F-1 на первой ступени (для сравнения: высота нашей Н1 была 105 метров, масса – немного меньше 3000 тонн и 30 двигателей на первой ступени).
Эта концепция представлялась самой реальной и НАСА приступило к разработке исполинской ракеты «Нова».

Извиняюсь за офф-топ, но раз тема в офф-топе, то добавлю следующее. Стивен Бакстер в своем рассказе "Шестая Луна" вдоль и поперек прошелся по концепциям лунной программы и ее реализации. Отомстил как говорится всем, и нашим и американцам smile.gif Кстати именно "Нова", вдохновила его описать британскую ракету такой, какой он увидел ее в настоящей хронике.
mechanik
Цитата(Midosa @ 30.1.2020, 14:47) *
...Стивен Бакстер в своем рассказе "Шестая Луна" вдоль и поперек прошелся по концепциям лунной программы и ее реализации. Отомстил как говорится всем, и нашим и американцам smile.gif Кстати именно "Нова", вдохновила его описать британскую ракету такой, какой он увидел ее в настоящей хронике.

Да уж, прошелся по всем и, определенно, с удовольствием
mechanik
Оба варианта – и «прямой», и предложенный Брауном – несли в себе существенную проблему: как посадить на Луну, на неподготовленную (да и вообще непонятную) поверхность двухступенчатую ракету высотой под 20 метров и весом в несколько десятков тонн? А главное, посадить так нежно и прямо, чтоб потом еще и взлететь удалось. Что для автоматики, что для пилотов – это представлялось, мягко говоря, проблематичным.

Третий вариант – садиться на Луну небольшим посадочным модулем, оставив на орбите Луны главный корабль с командным модулем, с ракетной ступенью для полета Земле и всем прочим – предложила группа инженеров Центра Лэнгли НАСА во главе с Джоном Хуболтом.
Нарушая все правила субординации и деловой переписки, Хуболт сумел достучаться и до руководителей НАСА и до Вашингтона. Его пару раз чуть не уволили. Потом поручили спецам из команды Вернера фон Брауна все еще раз перепроверить.
Хуболт победил. 11 июля 1962 года решение идти на Луну с расстыковкой и стыковкой на орбите вокруг нее было объявлено официально.
Цитата
«У этой идеи было много авторов. Первым в 1916 году к ней пришел русский ученый Юрий Кондратюк, вторым, не зная о работе Кондратюка, британец Росс в 1949, потом американец Том Доллан...»
mechanik
Никакой не оффтоп.

Будущий «Советский ученый, один из основоположников космонавтики Юрий Васильевич Кондратюк» родился 9 июня 1897 года в Полтаве. Звали его первоначально Александр Игнатьевич Шаргей.
Отец – крещенный в католичество еврей Игнатий Бенедиктович Шаргей, мать обрусевшая шведская баронесса Людмила Львовна Шаргей (в девичестве Шлиппенбах). Ее дед (а значит прадед Алесандра Шаргея) Антон Андреевич Шлиппенбах участник войны 1812года, был награжден за Бородино золотой шпагой с надписью «За храбрость».
Но это всё предки, а сам Александр Игнатьевич в 1916 закончил полтавскую мужскую гимназию и поступил на Механическое отделение Петроградского политеха. Откуда был призван в армию и до 1918 года воевал на Турецком фронте. После Октябрьской революции пытался уйти за границу, поскольку здраво рассудил, что офицеру царской армии ничего хорошего не светит. Когда уйти не получилось, сумел выправить документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка уроженца Луцка 1900 года рождения.
Работал смазчиком и прицепщиком вагонов. Потом устроился механиком на элеватор в Новосибирске и тут совершил ошибку - начал участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби — зернохранилище на 13 000 тонн, смонтированное без единого гвоздя). За это его, конечно, посадили.
Одним из пунктов по обвинению во вредительстве было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. И значит, строение не выдержит и развалится, погубив тем самым 10 тысяч тонн народного зерна (на самом деле «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов)
В лагеря Юрий Васильевич не попал, а попал в специализированное конструкторское бюро №14 для заключенных инженеров по проектированию угольных предприятий. В 1934 году после освобождения, проектировал ветряные электростанции. В 1941 пошел добровольцем в народное ополчение. Зачислен рядовым. Погиб 25 февраля 1942г.
И собственно, непонятно каким боком он к космонавтике.

А вот каким:
В 1925 году (еще работая сцепщиком на железной дороге) написал книгу по космонавтике со странным названием: «Тем, кто будет читать, чтобы строить» и отдал её в Государственное издательство РСФСР, затем в Главнауку, которая координировала выпуск научной литературы в стране. Оттуда рукопись попала ученику Жуковского - В.П. Ветчинкину. В рецензии на рукопись Ветчинкин писал:
Цитата
«В предисловии автор статьи указывает, что ему так и не удалось ознакомиться с достижениями иностранных учёных в этой области, не удалось даже достать основных трудов Циолковского. Но это не помешало автору получить результаты, достигнутые всеми исследователями межпланетных путешествий в совокупности, что следует считать очень важной его заслугой. В то же время, совершенно оригинальный язык автора и необычные для учёных выражения и обозначения дают основание полагать, что автор является самоучкой, изучившим дома основы математики, механики, физики и химии...
Но, в конечном итоге, рукопись тогда так и не напечатали

Зато 1929 успешно вышла не столь революционная книга "Завоевание межпланетных пространств", в которой Кондратюк, независимо от Циолковского, вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя.

В 1938 году Кондратюк все-таки опубликовал книгу «Тем, кто будет читать, чтобы строить», правда за собственные деньги.
В этой работе он предложил:
- использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;
- при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль;
- использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).
В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.
В рукописи было еще два десятка перспективных идей: сбрасываемые теплозащитные экраны, индивидуальные ложементы кресел, топливные насосы, гироскопы, шлюзы и скафандры для выхода в открытый космос, шахматное расположение форсунок в кислород-водородном двигателе и т.д.


Ну, то есть, космосом он все-таки интересовался

PS
В 1964 году «Тем, кто будет читать, чтобы строить» была включена в книгу «Пионеры ракетной техники» под редакцией Т. М. Мелькумова, которая в свою очередь в 1965 году была переведена на английский язык НАСА
Сочинитель
Цитата(mechanik @ 31.1.2020, 1:44) *
Будущий «Советский ученый, один из основоположников космонавтики Юрий Васильевич Кондратюк» родился 9 июня 1897 года в Полтаве. Звали его первоначально Александр Игнатьевич Шаргей.

Так вот почему хохлы утверждают, что они стоят у истоков развития космонавтики. Лишь по месту рождения гения-самоучки.
Что любопытно, евреи и шведы как-то разумно помалкивают об этом. smile.gif
Но у махровых селюков все просто: що привласнив - то моє.
NatashaKasher
Цитата(mechanik @ 31.1.2020, 1:44) *
Никакой не оффтоп.

Механик, какая грустная история... Продолжай, это же потрясающе. Ты мог бы и свой блог под это открыть (конечно вдобавок, не вместо) тут это пропадает, в некотором смысле. Сколько всего ты знаешь.
Агния
Я смотрела документалку про Шаргея-Кондратюка.. и как обычно)) думала - какой сюжет... И выдумывать не надо ничего, сама жизнь. Фильм бы снять..серий на восемь.
mechanik
Цитата(NatashaKasher @ 31.1.2020, 10:23) *
...Ты мог бы и свой блог под это открыть (конечно вдобавок, не вместо) тут это пропадает, в некотором смысле.

Насчет блогов - не знаю, не обучен, да и ни к чему. Ничего тут не пропадает - здесь как раз те люди, с которыми мне интересно.
mechanik
Между одноместным «Меркурием», неспособным без доработок пролетать и сутки, и садящимся на Луну "Аполлоном" имелась разница. И в один присест одолеть ее было нереально. Так родился проект «Джемени». Он предусматривал создание многоместного корабля, способного широко маневрировать на орбите, стыковаться-расстыковываться с другим космическими объектами. Корабля, имеющего шлюз для выхода астронавтов в открытый космос и прочие навороты для отработки элементов полета к Луне.
Между прочим, предполагалось что Джемени будет не приводняться, как спускаемые модули Меркурия, а приземляться, причем не на парашюте, а с помощью здоровенного надувного параглайдера.

Этот параглайдер довольно долго пытались довести до ума, но потом все-таки плюнули и отказались. А жаль. По мне – так красиво. На самом деле, мягкое приземление, которое отрабатывалось в СССР и столь же мягкое американское приводнение имели свои проблемы.

Понятно, что катапультирование, рассматривалось в СССР как сугубо временная схема, но испытания систем посадки выявляло одну проблему за другой. Когда, наконец, натурное испытание (с манекеном) прошло удачно, спускаемый аппарат сел на склон холма. И покатился. Холм был пологий, но шарик прокувыркался около 30 метров. По результатам этих испытаний было принято единодушное решение: «Дополнительно упрочить шлемы космонавтов».
((Чтоб хоть головы более-менее уцелели)).

На море другие проблемы. Гас Гриссом (американский астронавт №2, летавший сразу после Шепарда):
Цитата
«Корабль нырнул носом и левым бортом. В иллюминатор я видел только воду. Я дождался пока нос немного поднимется, отстрелил запасной парашют, и капсула бодро выпрямилась. Я освободился от привязных ремней, отсоединил выводы датчиков, отстыковал кислородный шланг от гермошлема, отсоединил шлем от скафандра, но оставил на голове, чтоб быть на связи. Потом с большим трудом развернул громоздкое уплотнение вокруг шеи – на случай, если придется побывать в воде. И вот, я лежал в кресле, волны мягко покачивали мою капсулу. Я прикидывал, как бы заныкать ножик из бортового комплекта на сувенир, и тут сработали заряды пироболтов. Отлетел боковой люк, и я увидел, как волны начинают переливаться через край. Как же хорошо, что я приготовился к выходу заранее. Я сбросил шлем и мигом вылетел из капсулы. К счастью надо мной уже висели вертолеты…»

Один вертолет каким-то чудом успел подцепить тонущую капсулу и поволок её на тросе в сторону. Два других, мешая друг другу, летали над Гриссом. В этот момент астронавт заметил, что волны начали накрывать его с головой и осознал, что вода заливается в скафандр через открытый кислородный клапан. Он замахал руками: «Скорее подберите меня». На ближайшем вертолете поняли это с точностью до наоборот: «У меня все в порядке» и отлетели немного в сторону, чтоб разобраться и не задеть случайно соседний вертолет. Тем временем у первого вертолета случился перегрев двигателя, и пилот сбросил груз. Капсула утонула. Третий вертолет успел подцепить Гриссома за несколько секунд до того, как тот пошел ко дну.

Потом Гриссом летал в космос на Джемени-3 и вероятно стал бы первым человеком на Луне если б в январе 1967 года не погиб в пожаре «Аполлона 1»
mechanik
Разработка советской лунной программы шла примерно по тому же пути, что американская. И с теми же развилками. Королев предлагал практически вариант Вернера фон Брауна – раздельную доставку и стыковку на земной орбите компонентов лунного корабля. Его главный конкурент – Челомей – предлагал «прямую» схему, вывода одним тяжелым носителем.
Кстати сказать, был шанс, что две страны станут работать над отправкой человека на Луну совместно. С таким предложением выступил президент США Джон Кеннеди на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1963 года.
Цитата
Кеннеди выразил надежду на то, что "Перспектива космического сотрудничества двух сверхдержав даст возможность избежать дублирования исследований, подготовки и технологий, предоставит таким образом более прочную основу для успеха лунных исследований..."

Никита Хрущёв предложения американского президента не принял, по воспоминаниям близких к нему людей, он решил, что Советский Союз будет "брать" Луну собственными силами. Впрочем, сын генсека Сергей Хрущёв рассказал в 1997 году, что пару недель спустя Никита Сергеевич начал испытывать сомнения в правильности своего решения.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.