-
- "Завтрашний день детского
развития"
-
- Обучение ребенка необходимо
строить с учетом особенностей восприятия,
мышления, внимания, памяти малышей, давать только
такие задания, которые укладываются в личный
опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему
предметов и явлений. Ограничиваться описанием
лишь тех предметов и их свойств, которые можно
пощупать собственными руками или увидеть
собственными глазами. Так думали многие
специалисты. Однако более глубокие исследования
показали, что эти особенности психических
качеств детей - следствие традиционных способов
дошкольного обучения, следствие подхода, при
котором, по словам выдающегося психолога Л.С.
Выготского, "обучение плетется в хвосте
развития". Такому подходу он противопоставил
иной: "Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития".
Практический вывод: "Педагогика должна
ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний
день детского развития".
-
- Л.С. Выготский ввел в психологию
более глубокое понятие об уровне развития.
Оказывается, в нем можно различить два этапа: на
одном ("уровень актуального развития") - те
психические качества, которые уже
сформировались, те психические действия, которые
освоены ребенком; на другом - те свойства психики,
которые еще находятся в становлении, в росте, в
движении. Этот второй этаж, второй уровень
принято называть зоной ближайшего развития.
Иными словами, "завтрашний день" - это не то,
чего еще нет вообще, это то, что только
складывается и потому оно особенно
чувствительно к влиянию, которое оказывает
обучение.
-
- Ребенок может выполнять какие-то
действия самостоятельно; другие, более сложные, -
лишь с помощью взрослого. Вот то, что ребенок
может сделать с помощью взрослого, и указывает на
"зону его ближайшего развития". Подчеркнем,
что речь идет не о "натаскивании" ребенка, не
о слепом подражании - ребенок выполняет задание
не самостоятельно, но с помощью окружающих его
взрослых и с пониманием того, что он делает.
Широта "зоны ближайшего развития" -
показатель очень важный, по нему мы можем судить,
какой "запас развития" есть у ребенка. Этот
"запас развития" создается обучением.
Каждый новый шаг в обучении использует у ребенка
"зону ближайшего развития" и одновременно
создает новую.
-
- Важно верно сориентированное,
правильно построенное обучение. Обучение,
которое ориентируется на уже завершенные циклы
развития, воздействовать на сложившиеся,
"затвердевшие" качества и свойства психики
не может, и поэтому оно оказывается
бездейственным с точки зрения общего развития
ребенка.
-
- кандидат педагогических
наук, доцент
Гарамова Ирина Семеновна
- 24.07.03
-
BOW-WOW -
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ!
ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК:
533-9193, 999-1482
-
-