Деревня
Горетовка стоит на речке Горетовке. Называли её в
разных деревнях по-разному. В Каменке - речка
Каменка, в Жилине - Долгая, или просто Речка.
Речушка наша небольшая. Но для жителей это целый
мир. Здесь брали воду, полоскали бельё. Дети здесь
купались, зимой катались на лыжах и на санках. На
берегах росла малина. На речке были Ближний бочаг
и Дальний бочаг. Хотя от одного до другого было
рукой подать. Мать рассказывала, что однажды я
потерялся, и нашли меня спящим на берегу речки,
прямо над бочагом. На противоположном берегу
речки – Графская сторона. Видно, когда-то там
были земли какого-то графа. Говорили так: “Где
набрал малины?” - “На графской стороне”.
В речке водилась рыба. Помню, ребята
постарше поймали большую щуку ведром, одолженным
у полоскавшей бельё сестры Зины, прямо напротив
нашего дома.
Сейчас историки-любители говорят, что
когда-то речка была судоходной. И Горетовкой
называлась и сама речка Горетовка, и речка
Сходня, в которую впадает Горетовка. Есть версия,
что название произошло от находившегося здесь
волока на пути “из варяг в греки”.
Шутки шутками, а ведь факт, что
территория Горетова стана занимала территорию
сегодняшних Солнечногорского, Истринского,
Красногорского, Химкинского районов Московской
области, Тушинского района Москвы. Выходит, что
сегодняшняя деревня Горетовка когда-то была
большим значительным населённым пунктом.
В Горетовке был даже свой
горетовский язык. Гофоро рефере тофоров
кафара! Кто знает – переведёт.
Тильти
Сегодня в городской жизни утеряны
многие традиции. К примеру, житель 7-го
микрорайона какого-нито Орехово-Борисова ничем
не отличается от жителя 4-го квартала Южного
Бутово.
Другое дело в сельской жизни. Здесь
каждая деревня имеет своё, неповторимое во всей
России, лицо. В одной деревни – певуны, в другой
драчуны, в третьей пер…
В соседней деревне Бакеево был
характерый приговор. Там вместо “К” говорили
“Т”. Придешь к ним в магазин, а там кто-то
рассказывает: “Ездила в Химти, купила Ваньте
полуботинти, два тилo мутъ и тъльти”.
Откуда это пошло, никто не знает. Но так говорили
многие жители Бакеево.
Объяснить эти явление я попросил
знакомую учёную. Она филолог, кандидат наук. К
сожалению, чересчур одержима возрождающимся в
обществе интересом к христианству. Поэтому и
объяснение её – следы старообрядчества. А я
думаю, что здесь налицо отголоски каких-то
древних славянских родо-племенных традиций.
Есть в этой деревне и много других
особенностей. Например, там много семей с
одинаковыми фамилиями, состоящие в дальнем
родстве – Сапенские, Мозжухины, Михайловы.
Молодые в этой деревне обычно женились, выходили
замуж здесь же. Бакеевские девчонки – мелкие, а
вот в Горетовке – статные. Ребята из соседних
деревень говорили: “В Бакеево девчонки – кильки,
а в Горетовке – камбала!”.
Промыслы
Земля в наших местах – не чернозёмы.
Климат холодный. Выжить и прокормиться одним
крестьянским трудом просто невозможно. Поэтому в
наших местах были развиты различные ремёсла. Оба
моих деда были столяры. Они изготавливали мебель
на продажу столы, стулья, гардеробы, буфеты.
Мастерство передавалось сыновьям. Женщины тоже
имели занятие. Так, сёстры отца тётя Груша и тётя
Зина стегали одеяла. В Брёхове вязали чулки.
Где-то вышивали, вязали крючком.
Наши места: Истра, Крюково, Сходня –
центр столярного искусства. Работали
индивидуально. Впоследствии начало развиваться
артельное производство. Потом возникли
мебельные фабрики и крупные мебельные комбинаты.
Столярное дело – это целое
историческое явление в жизни. Были известные
мастера, существовали семьи мастеров. Здесь
много традиций, обычаев. Когда был маленьким, мне
кое-что рассказывала мать. К примеру, с такого-то
дня мастера начинали работать при лучине, в
определенные церковные праздники давали
выходные подмастерьям, подготовка учеников
проводилась тоже по определенным правилам.
Существовали обряды приема на работу учеников,
расплаты с подмастерьями.
У мастера была мастерская. Это, как
правило, отдельное постройка во дворе. В
мастерской – столярный верстак, богатый
набор инструментов с немецкими названиями. Так,
рубанок для первой черновой обработки доски
назывался шерхебель. На русский манер его
называли шершепок. Были ещё: рубанок, фуганок,
ножовка, лучковая пила, стамески, долото,
струбцины. У мастера свои любимые дорогие
инструменты, для учеников наборы попроще,
подешевле. В работе использовался столярный
клей, он варился в клеянке.
Интересно, когда было положено начало
этому ремеслу? Целый пласт жизни народа, его
культуры требует внимания пытливого историка.
Пройдёт немного времени, и уже ничего нельзя
будет восстановить. В Зеленоградском
Историческом музее пытались подойти к этому
вопросу. Но, судя по всему, дело ограничилось
простым поиском красивого старинного столярного
изделия для экспозиции.
Пятачок
Тётя Валя после войны работала на
кондитерской фабрике в Москве. Ездить далеко,
поезда на паровом ходу в те времена ходили плохо.
Ей на фабрике предлагали общежитие. Она в ответ
говорила: “Что я буду по углам тереться, у меня в
Горетовке свой дом!”.
Как-то на фабрике ей предлагали
поехать работать в Германию на вновь
открывающуюся там кондитерскую фабрику. Старшие
сестры тётя Катя и тётя Таня отговорили: “Куда ты
поедешь на чужбину в Неметчину?!”.
Родная Горетовка обладает
удивительной притягательной силой. Там всё
родное. Там – Пятачок! Пятачок – это место встреч
молодёжи вечерами. Уж этот Пятачок не променять
ни на какую другую жизнь! До утра гуляет, не
расходится молодёжь. Рядом жил Каменский дядя
Прокофий, звали его дядя Пронин. Долго и он не
ложился спать – все любовался молодёжью.
Вот и я однажды совсем было собрался
на работу по контракту за границу на два-три года.
Но вспомнил тёти Валин дорогой сердцу Пятачок, и
решил, что мне от своего Пятачка, пожалуй, тоже
отрываться не стоит. И остался дома. И ничего не
потерял.
Жить своим умом!
Наша мать частенько говаривала:
“Маленький умишко – да свой!”. Это она говорила
в том случае, когда кто-то пытался навязать ей
своё мнение.
Именно эта позиция позволяла
простому человеку выжить в труднейших условиях
сельской жизни.
Мне кажется, что в этом девизе скрыт
величайший смысл всего существования нашего
русского народа. Пока русские люди живут своим
умом – Россию не победить!
А нарочито уничижительное
“маленький” - означает на самом деле великий
разум великого народа!
Бадада
Зачастую люди получают прозвища,
происхождение которых, на первый взгляд,
непонятно. Одна из жительниц Горетовки, тетя Зина
Гаврилова, любила беседовать с соседками.
“Ба-а-а!” – удивлялась она сказанному, и
поддакивала собеседнице: “Да, да, да…”. Так она и
приговаривала в разговоре: “Ба-а! Да, да, да…”.
Так её и прозвали – Бададa.
Кулек
Тётя Наташа Вязова любила своего сына
Колю. Приносила ему в школу молока и говорила –
“Попей молоцка, Колёк”. “Молоцка” – это
акцент, была она родом не местная. От её любимого
“Колёк” Коля получил прозвище Кулёк.
Была тётя Наташа неграмотная,
зачуханная. Муж, дядя Федя, частенько её бил.
Кулёк подрос – пил. Но, видно помня любовь мамы и
“молоцко”, купил ей часы. Носила их тётя
Наташа по деревне с гордостью, хотя времени по
часам не понимала. Соседи это знали и с подначкой
спрашивали: “Тёть Наташ, сколько времени?”. Она
отвечала: - “Не знаю – только что по радио два
часа играли”. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Нибур
4.05.02