- ФЕНОМЕН ВЕРЫ
- “..Надо жить, надо любить и
верить!”
- граф Толстой
-
- Триединство.
- Вера в массовом сознании,
по-моему, ассоциируется в некоем триединстве -
“Вера, Надежда, Любовь”. Но каким образом, каковы
ее производные? Являясь понятием
распространенным, но не вполне осознанным, оно
возбуждает разум на поиски ответов на вечные
вопросы бытия.
- Истоки данного триединства
уходят в давние времена, к святой Софии и ее
дочерям Вере, Надежде и Любви. Это произошло в
эпоху раннего христианства, претерпевающего
гонения. Бедных женщин сожгли на костре за веру в
Христа. Они не отказались, хотя могли бы спасти
свои жизни.
-
-
- Что есть “вера”?
- Выдающийся европейский философ
Шопенгауэр высказался так по этому вопросу:
“Вера - есть философия, принимающая без
доказательств какую - либо структуру”. В нашем
языке имеется выражение “принять на веру”,
сходное с определением цитируемого автора.
- То есть вера с доказательствами,
уликами - не совсем та, о которой идет речь. Вот, я
верю, что существуют атомы и электроны с прочей
дребеденью. Сам - не видел, но наука -
подтверждает. А если завтра наука передумает, то
и я вместе с ней также. Но всегда ли наука
соответствует истине? Нет, настоящая вера имеет
иррациональную природу, как бы идет из глубины
души, подпитываясь из невидимых глазу
источников. Она “не передумает”!
- Думается, вера - есть устойчивая,
определенная позиция человека, умеющего слышать
голос души, своего истинного “Я”.
- Конечно, в жизни много моментов,
когда мы ориентируемся на свой опыт, на реальные
факты, где каждому пригодится вера в здравый
смысл. Но сейчас речь о другом.
-
- Вера для церкви и ее
оппонентов.
- На вопрос “Вы - верующий?” любой
ответит в одном контексте, имея ввиду веру в Бога.
И мы начнем с того же. Видимо, это самое главное.
Есть такая позиция, озвученная замечательным
писателем Уолкнером: “Религия - лишь одежда
истинной веры”.
- Но религия, как путь спасения
(очищения) души, ее эволюции и , в какой-то мере,
образа жизни, безусловно необходима. Почему?
- Чтобы поддерживать некий
уровень самодисциплины, самоконтроля над своей
животной природой, усмирять гордыню,
поддерживать в себе светлое человеческое,
духовное начало.
- Истинная вера, как огонек внутри
души, должна светить окружающим и своему
носителю. Не знаю, нужен ли ей посредник в общении
с Создателем в лице церкви. Автор считает, что для
последней более подходит роль проводника, дабы
не сбиться с пути.
- И, разумеется, любая конфессия
имеет право на существование. Просто, каждая из
них учитывает культурные, климатические и другие
условия регионов.
- В частности, для нашей страны
наиболее близким является православие, являясь
духовным оплотом многих россиян, оно подпитывает
наш социум, вызывая к жизни пизитивные тенденции.
- Западные и восточные религии
сильно различаются, дополняя друг друга, и это –
не зря, так усиливается энергопотенциал
человечества.
- Основатель психоанализа Зигмунд
Фрейд жестко критиковал церковь (см. “Человек
Моисей и монотеистическая религия”).
- Фрейд показал, что библейский
Бог сначала был не очень добрым к людям (Яхве), но
потом как бы стал мягче. Знаменитый психолог
обращал внимание, что верующим раздают хлеб и
вино под стать плоти и крови Христа, и это странно
напоминает людоедство, а сие - дико.
Психоаналитик полагал, что церковь взамен
индивидуального невроза (отклонения психики)
дает коллективный.
- Далее, многие ученые считают, что
верой в Бога, приводящей к церкви в том числе,
движет страх смерти; отсюда вера в загробную
жизнь, в рай и ад и т.д. Они, похоже, искренне
уверены в этом, но..
- Наши храмы возвышают чувства и
не являются вместилищем страха, если читатель
был там, наверняка имел возможность
почувствовать, что не в страхе дело, а в душе!
- И я не знаю, прав ли Фрейд
(который и любовь считал формой невроза), но такая
правда мне не нужна!
-
- Производные веры.
- Кажется, существует одна большая
вера, как корни дерева, питающая веры по-меньше.
Эта глобальная вера - сродни любви к жизни, к Богу,
доверию ко Вселенной. Каждый из нас является
частью Мира, как клеточка, маленький кусочек,
атом. И как клетка тела “любит” организм, так и
организм - свои составляющие. Вселенная - сфера
дружественная!
- А когда клетка
противопоставляет себя организму, она
становится раковой опухолью, и дело плохо
(подробнее см. у Лазарева “Диагностика кармы”).
- Веры меньших масштабов касаются
лично каждого из нас:
- - в свою семью, в друзей, любимых,
в себя. Это выражается в чувстве уверенности в
том, что они на вашей стороне, что мы - вместе, что
мы - “наши”.
- А вот с верой в себя посложнее
будет. Вы уверены в себе? И с самооценкой все в
порядке? Исследования психологов показывают, что
такие проблемы далеко не чужды многим из нас.
Одна из причин, формирующих данный комплекс,
берет свое начало в подростковом возрасте, когда
происходит самоутверждение личности,
протекающее у разных полов по разному, зато
одинаково бурно. Критерии самоутверждения ниже
перечислятся в общем виде, внимательному
читателю же предоставляется право догадаться,
что какой половине человечества ближе:
- - интеллект, знания;
- - физическая сила, бойцовский
характер;
- - личная привлекательность,
обаяние, коммуникативность;
- - ярко выраженные способности, к
творчеству в том числе;
- - высокий социальный статус и
уровень жизни (идет от родителей и
распространяется на их детей).
-
- В неблагоприятном варианте
самоутверждения не получается, проявить себя
сложно и всюду - на троечку. И в подсознании
формируется негативный комплекс, и уверенность в
себе тоже на троечку. Так , сталкиваясь с
ожиданиями, “большими надеждами”, которые
будоражат юные души, рождается внутри личностный
конфликт.
- Другая причина падения веры в
свои силы находится в разуме человека. Русский
исследователь Д. Верищагин ( подробнее см. в книге
“Уверенность”) выделяет поверхностную,
деструктивную часть разума, придающую неверное
значение каким-либо событиям, сбивающего
человека с истинного пути, называя ее
“внутренним критиком”. Этого “внутреннего
критика” нужно научиться контролировать,
вовремя останавливать, прислушиваясь к
истинному пониманию событий, идущему из глубин
души.
- Следующая производная веры -
верность (отказ от выбора между субъектом веры и
кем-то другим, несмотря на видимые выгоды,
преимущества или льготы оного). Верность хорошо
воспета творческими людьми, так, вспоминаются
строчки о верности к Родине:
-
- “Наверно, земли есть и краше, и
милей
- Наверно, есть, но мне других – не
надо”.
- Вахтанг Кикабидзе
-
- А Борис Гребенщиков так спел о
верности любимой женщине:
-
- “Но когда семь звезд над твоей
головой
- Станут багряным серпом,
- И пьяный охотник выпустит псов
- На просторы твоей пустоты,
- Я вспомню всех, кто красивей
тебя,
- Умнее тебя, лучше тебя;
- Но кто из них шел по битым
стеклам
- Так же грациозно, как ты?”
-
- Здесь очевидна связка верности с
любовью. И правда, если нет любви, то кому хранить
верность? В самом деле, когда приходит любовь,
следом ей идет верность, ибо, что любят – тому и
верны.
- Вот мы и возвратились к тому с
чего начали – к триединству.
- А что касается надежды – так то
тоже своего рода вера, вера в светлое будущее.
Круг размышлений замкнулся, сделав виток!
-
- Финал.
- Пусть сам читатель подведет
итоги и сделает выводы (если захочет). Автор же в
свою очередь призывает жить живой верой, не
догматичной и косной; ведь чрезмерность может
привести к суеверию и фанатизму. Просто, надо
жить,
- Надо любить,
- Надо верить!
- Искренне ваш, Солнышкин
-