- ДМИТРИЙ ЩЕРБИНИН: "ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЬЮТЕРА, ЧЕЛОВЕК УПОДОБИТСЯ БОГУ..."
-
- - Дмитрий, в каком
возрасте Вы написали свой первый рассказ?
- Свой первый рассказ написал в восемь лет.
Если не ошибаюсь, это было просто описание
катания на санках со снежной горки. Затем завёл
тетрадь, в которую, по мере написания новых
рассказов подклеивал новые листы. В конце концов,
тетрадь распухла до неимоверных размеров.
Называлась она лаконично "Ужас". Затем, лет
на десять забросил лит. творчество, и вновь
взялся за сочинительство только в 1994 году...
-
- - Какие писатели повлияли
на Ваше творчество. Кого бы Вы могли назвать
своими учителями?
- - Прежде всего, Толкиен. Но
по-настоящему к перу подтолкнул Перумов. Когда
прочитал его дилогию "Кольцо тьмы",
задумался: а почему бы и мне не попробовать? Так в
1995 году появился мой первый крупный роман
"Назгулы". Тогда мне не было и двадцати, так
что качество этого "творения" оставляет
желать лучшего. Но всё же Толкиен и Перумов, при
всём моём к ним уважении: лишь отправная точка.
Мне кажется скучным всё время болтаться в мире
придуманным Толкиеным - надо сочинять своё, а не
перепевать в ухудшенной версии чужое.
Огромное впечатление на меня произвёл роман
М.Пика "Замок Гарменгаст". Прекрасный язык,
необычные, навсегда запоминающиеся образы - вот
лишь некоторые из достоинств этого творения. Из
зарубежных авторов обожаю Борхеса с его
короткими, но необычайно яркими рассказами;
Воннегута, Голдинга, Майринка, хотя, последний,
несомненно, очень тяжёл для восприятия. Стивен
Кинг несомненно более массовый автор, и тоже
любим мной; похвастаюсь, что прочёл все его
романы. Сент-Экзюпери с его "Маленьким
принцем" и "Планетой людей", тоже очень
много для меня значит. Конечно "Маятник
Фуко", замечательный эстетский роман, но всё же
из трёх романов Эко для меня предпочтительнее
"Имя Розы". Малоизвестный у нас француз
Ф.Тристан привлекает своей романтической
повестью "Мастерская несбывшихся грёз".
Отмечу исключительную фантазию Итало Кальвино,
хотя его вещи грешат некоторой
"механичностью", то же самое, на мой взгляд,
относится и к любимому в народе Павичу. Ещё
назову латинов: Маркеса, Кортасара, Касареса и
Льюсу. Хороши Кафка, Мисима, Гессе, Камю, Фриш,
Дюрренматт, Ионеско.
- Из отечественной литературы
предпочитаю Гоголя. Слог у него замечательный.
Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов - эти имена
знают все. Вот и я не стану оригинальничать,
просто скажу, что обожаю их творчество. Не стоит
забывать Фадеева и Шолохова. Сожалею, что роман
"Молодая гвардия" выкинули из школьной
программы, там всякому есть чему поучиться.
Из современников интересна Улицкая, Толстая,
Липскеров, Пелевин и Сорокин. Творчество
последнего вообще заслуживает отдельного
разговора. На мой взгляд, там есть всё, кроме
пошлости. И даже очищают душу от всякой дряни его
рассказы и романы. Но это просто моё субъективное
мнение.
-
- - Что Вам ближе научная
фантастика или фэнтези?
- - Ближе хорошая литература. А
дешёвый ширпотреб составляет большую часть
любого жанра, будь то фантастика, фэнтези,
детектив или любовный роман. Но в каждом жанре
есть свои признанные шедевры. Мне кажется, одним
из главнейших отличий истинного искусства, от
"попсы" - это жизненность, вневременность
его героев. Возьмите какой-нибудь дурной
детективчик, в мягкой обложке. Читается легко. Но
ведь прочтёте и забудете. Потом возьмёте другой
детективчик, фэнтези-романчик или н.ф. боевичок, и
всё будет легко читаться, и везде будут бегать,
говорить, стреляться, целоваться, но всё это
забудется, потому что герои этих романов - клоны,
штамповка, ширпотреб. А вот если герои того или
иного романа навсегда останутся с Вами, если в
трудную минуту жизни вы вспомните именно о них,
так, значит, прикоснулись вы к истинному
искусству. Просто бывает так, что автор пишет и
думает о деньгах, а иной - о своих героях, и
радуется и плачет вместе с ними. И бывает, что
такие "выплаканные" герои становятся живее
живых людей. Вот такая литература ближе мне.
-
- - Интернет помогает Вашей
литературной работе? Чем?
- - Многие издательства принимают
произведения по электронной почте. Так что можно
осуществлять рассылку из дома, не мотаться по
Москве. Интернет хорош для общения (хотя, конечно,
не может заменить живого человека). Из интернета
можно выудить уйму интересной информации.
Однако, всё перечисленное не имеет прямого
отношения к творческому процессу, а является
лишь его следствием или почти независимым
придатком.
-
- - Считаете ли Вы себя
сетевым писателем? Как по-вашему, в чем плюсы и
минусы такой формы издания своих произведений?
- - Нет, не считаю. Хотя многие мои
произведения вывешены в сети, есть у меня и
газетные и журнальные публикации, и число
прочитавших мои рассказы на бумаге много
превышает число прочитавших с экрана. К тому же я
стараюсь продвигать свои вещи в печать, и,
надеюсь, число публикаций будет расти. Плюсы
сетевого писательства очевидны:
общедоступность, некоммерческая основа. Минусы:
заливают все, кому не лень. В сети блуждают
десятки тысяч рассказов, сотни романов, но чтение
большинства из них пустая трата времени. И почти
невозможно взять, и выхватить из всей этой
писательской массы что-то стоящее. И сразу
оговорюсь, что сам себя считаю автором
начинающим, и ещё, в общем-то, варящимся в этой
общей каше. Стараюсь, по крайней мере, не
графоманствовать без повода, как было лет пять
назад.
-
- - Вам известны другие
писатели-фантасты в Зеленограде. Есть ли
какие-либо контакты между Вами?
- Нет, к сожалению, не известны. Так получилось,
что среди моих зеленоградских друзей в основном,
музыканты, а два друга-писателя живут в Москве. Но
я рад общению с коллегами по перу, где бы они ни
обитали, так что пишите мне на e-mail. Особенно
приветствуются письма от девушек, так как
вакансия на мою любовь и ныне остаётся открытой.
-
- - Ваше предсказание
будущего на ближайшие 100 лет?
- Как объединилась Европа, так должен
объединиться и весь мир. Исполинские пробки на
дорогах: уже сейчас мегаполисы задыхаются от
переизбытка "стальных гробов". Такие
"средневековые" государства как Ирак будут
использованы под нужды межнациональных
корпораций. Капитализм заполонит всё. Люди
станут ещё более меркантильными. Мир "Гостьи
из будущего" останется недостижимой мечтой
вымирающего племени романтиков. И вряд ли кто
вспомнит "Час Быка" Ефремова. Но не всё так
плохо. Глобальных войн уже не будет. Мелкие
заварушки, наподобие недавних Иракских событий -
не более того. Ну, а ещё - удручающе медленная
колонизация космоса: совсем не то, о чём грезили
фантасты середины 20-ого века. Стремительное
развитие компьютерной техники. Возможно
создание виртуальных, параллельных миров.
Посредством компьютера человек уподобится Богу,
и создаст электронную вселенную - рай для
избранных, являющий собой отредактированную под
мечты заказчика версию нашей реальности...
-
- - Над чем Вы сейчас
работаете? И что в ваших планах?
- Пишу рассказы. В последнее время, особенно
привлекает жанр сказки. Дети милы мне. А смотришь
на взрослых, со всех их глупыми страстями, и
кажется, что они испорченные версии детишек. А
дети - они такие светлые, чистые, вот и хочется
приблизиться к ним посредством сказки. Помимо
того, потихонечку создаю новый роман. Это
очередная антиутопия, но главное в этом романе,
да и во всём моём творчестве - это любовь.
-
-
- P.S. Приглашаю на мой авторский
сайт: powerwriter.narod.ru
P.P.S. Выражаю благодарность авторам сайта www.zelen.ru, за это интервью, и за
публикацию моих рассказов.
-
- Вопросы задавали
- Вячеслав Русин и Игорь
Розов
-
- 5.05.03
-
-