Цитата(kxmep @ 8.2.2018, 7:15)

Если себестоимость этих цистерн будет две копейки, а цена оборота сто рублей - еще как предположу.
Дело не только в этом. Стоимость вывода на низкую орбиту составляет от 4000 до 11000 американских рублей. Что сюда входит?
A. Стоимость собственно ракеты и ее топлива.
B. Зарплаты персонала: стартовых расчетов, сборщиков, телеметристов, заправщиков и т.д. вплоть до уборщиков с лопатами и служб по дегазации – вместе с отчислениями;
C. Стоимость обслуживания инфраструктуры: железнодорожных веток, трубопроводов, электроэнергетики, подъездных путей для тяжелого транспорта, хранилищ топлива и окислителя, отопления и освещения, телеметрического оборудования и т.д.;
D. Амортизационные отчисления на все капитальное оборудование – стартовый комплекс, промышленное оборудование для производства кислорода, водорода и т.д.;
E. Косвенные расходы: содержание жилого фонда, социалка: поликлиники, больницы, школы и т.д.
Очевидно, что годовые расходы составляют A*n + B + C + D + E , где n – число пусков за год, а стоимость одного пуска – (A*n + B + C + D + E)/n
Отсюда, важнейший резерв снижения стоимости пуска – увеличение их частоты, а вовсе не удешевление ракеты. Вот потому-то все борются за заказы на пуски, и важнейшим для привлечения заказчика является надежность. С этим (с технической стороны) в России все в порядке, а вот с организационной… Если за счет возврата ступеней стоимость ракеты снизится даже вдвое, то стоимость пуска уменьшится незначительно. Пример: пусть население космодрома, непосредственно причастное к пускам, 3000 человек (в Байконуре живут 73 тыс. человек) зарплата с отчислениями – 50 тыс. (в основном военные), тогда в год только на зарплату требуется более 30 миллионов долларов. И это явно заниженная цифра, и она не станет меньше от того, что ступени возвращаются, а только вырастет. Особенно в случае пилотируемых полетов, поскольку все перечисленные пункты, кроме А, нужно еще распространить на Звездный городок.
Что касается затей Маска по возврату ступеней, то тут всё сомнительно. Ступень возвращается? Это хорошо. Но:
- такая ступень по определению дороже одноразовой, и ее эксплуатация тоже дороже – заправка тестирование и т.д.
- сколько топлива нужно для ее возвращения? Тонна, две, пять? Значит, на тонну, две или пять уменьшится масса выводимого груза. Помните, сколько стоит вывод килограмма груза? И так будет на каждом пуске.
Вот как-то так.