ПоЛе дизайн - изготовление сайтов для Городской сети

Отправьте открытку друзьям и знакомым: cards.zelen.ru

Зеленоград on-line / www.zelen.ru / городской интернет-журнал

Зеленоградская служба знакомств 'Первая любовь'  Задай вопрос специалистам CompStar  WOMAN.ZELEN.RU - Журнал о женщинах и для женщин

Справочник | Работа | Знакомства | Компьютерная барахолка | ЧАТ | Каталог | Открытки | Женский журнал


содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

 

    КИНО & ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ПСИХОАНАЛИЗ ХУД. ФИЛЬМА "МАТРИЦА"
МатрицаПочему Голливуд снимает какие-то фильмы? Не потому ли, что там знают, что мы "их купим"? А купим, потому что мы хотим, все дело в наших мотивах. То, что нас волнует и приносит свое (чувственное, интеллектуальное, духовное или любое другое) удовольствие. Что в нас отражает "Матрица" и почему она стала бестселлером?  
 
Проблема, освещаемая в нашем эссе, заключается в малом осознании психологизма художественных произведений. Нам важно попытаться простроить психологическую идею данного фильма. Мы будем размышлять в психоаналитическом ключе, а может быть, в каком-то другом. Но для начала приведем несколько оснований наших рассуждений.
Каждый волнующий нас сюжет берет свое начало в нашей психике, точнее:
- в Оно (см. "всего Фрейда") - там, где находится источник мотивации, откуда исходит либидо;
- а также в личном опыте ("рефлекс узнавания", как говорит Адлер), в том, что мы пережили;
- волнующий нас сюжет может опираться на наше "идеальное Я" - наше представление о том, какими мы должны быть
- в чисто социально-психологическом моменте.
 
Матрица (далее - без кавычек) в некотором смысле не возникла на пустом месте: красной нитью через все серии проходит идея избранности. Главному герою Нео сообщают, что он избран и предоставляют ему выбор: жить в матрице или быть свободным. (лучше бы не знать?). Есть много простых людей, которые "стоят у станка". Но идея избранности ("у тебя есть особое задание партии"), особого предназначения, мессианства, разумеется, живет (кстати, фильм "Горец" о том же). Хочется быть значимым, социальным - разве нет? И даже - ответственным за свою деятельность! Разве нам не нравились фильмы о Штирлице?
 
ГИПОТЕЗА: Штирлиц = Нео=МакЛауд=народный герой=античный герой (Геркулес, Геракл и т.д.). Чтобы не распыляться мы рассмотрим личности первых двух супергероев.
Чем они похожи и чем различаются? Напоминаю, мы хотим доказать, что на бессознательном уровне - это "одно и тоже кино", сценарии расписаны, наверное, эволюцией и интерпретированы Юнгом, мы только указываем на похожесть, потому что она есть следствие закономерностей человеческой жизни.
А. Им хочется подражать (имеются в виду подростки, юноши, ищущие идеалы). И действительно, будучи молодым, хочется стремится к совершенству, чтобы сформировать Супер-эго, которое бы устраивали новые ценности (до и после полового созревания).
Б. Оба героя любят носить черные очки. Почему они считаются символом "крутости"? ("Люди в черном", вообще, их включили в элемент своего труда). Часто можно заметить, что люди не снимают эти очки даже в полутемных помещениях. Черные очки защищают глаза от сильного излучения Солнца, но чаще используются как фаллический символ, символ силы и власти. Терминатор их не снимал не потому, что скрывал побитый глаз - в них он черпал свою силу. На протяжении всех серий мы можем наблюдать его "любовь" к черным очкам.
 
Кажется, нужно рассмотреть взаимоотношения Нео и Терминатора, как взаимоотношения мифологических кино-героев. Нео не скрывает, что все действие происходит в различных аспектах реальности: в матрице, в "свободном мире", в мире между ними, где царствует Проводник. Терминатор живет в обычном мире, он пришел из варианта будущего этого мира - он проще. Нео обладает свободой воли, а Шварценнегера всегда кто-то посылает. Арни олицетворяет перед собой трепет перед неведомой, фактически непреодолимой силой (природы, например, или тяги человека к разрушению - почувствовать веяние Смерти, как личности). Арни каждый раз умирает - и возвращается снова: "Я вернусь", - объявляет супергерой, и его ждут, и он возвращается (вспомните архетип возвращения по Юнгу - и Иисус, и Брюс Ли, да и вообще, почти все обещали вернуться, или мы хотели их возвращения?). 
 
Нео также не может уйти просто так. Шоу должно продолжаться. Но Нео живая душа, которая не может выйти из игры, так как игра слишком интересна и, правда, кто-то должен умереть, и эта жертва падает на Тринити. Почему? Зритель должен испытать боль утраты, ведь его чувства - это то ради чего всего все делается. Они пробовали убрать любовницу Нео во второй серии, но осознали, что "еще рано" - Нео оживляет ее, дарит ей жизнь. Но первый задел уже начат, тенденция определена - и в "Революции" она уже обречена. Авторы захотели, чтобы мы ее и главного героя пожалели, потому что наша жалость к себе требует выхода и не находит его!
 
С кем борется Нео? Машины и агент Смит. Машины-роботы, которых неисчеслимо много, являются, по нашему мнению, символом бессознательного (они обладают коллективным разумом), а Смит - это тень Нео, как архетип, первобытное ЗЛО. Таким образом, Нео=нет злу, нет Смиту - это вечная война. Но они не могут жить друг без друга, как две стороны одной монеты. Авторы фильма разрешают внутренний конфликт путем интеграции после долгой утомительной борьбы. Хотя хороша себе интеграция, после долгой драки и попутной рефлексии со стороны Смита (а он рефлексировал постоянно), агент погибает, как и в первой серии - я лично не верю в эту победу, да и Архитектор тоже. Интересно, что погибнув в первой части, агент Смит возвращается во второй и никто не может внятно объяснить каким образом произошло это воскрешение.
 
А как дела с роботами? Оно - это их совокупность, соглашается на мировую. Пифания-прорицательница общаясь с Архитектором матрицы, знает, что это только временное примирение. Итак, некоторая личность пришла к временной интеграции (хотя, будем откровенны, к некоторому равновесию) - пока, но что будет потом? Как кстати вспоминаются кризисы развития идентичности по Эрику Эриксону! Одновременно грустный и счастливый прогноз! (Все повторится снова)
 
И теперь - что есть метафора матрицы? Как подсказал наш зам-кафедры Николай Евгеньевич Веракса, истоки данной идеи находятся в учении английского философов Джорджа Беркли (1685-1753) и Френсиса Бекона (1561-1626) - наше представление о реальности основано на нашем опыте, а он представляет собой совокупность информации с наших органов чувств, которые настроены на весьма ограниченный диапазон частот (субъективный идеализм).
 
Значит, есть нечто, что находится за пределами нашего восприятия. В настоящее время эту идею "возделывают" представители эзотерики и последователи учения Карлоса Кастанеды. Обладает ли реальность более сложной структурой, чем представляется обывателю? Здесь могут вмешаться представители физики, с Энштейном во главе; сейчас развивается также теория субъективного вакуума - и мы понимаем всю сложность вопроса. Фрейд утверждал в этой связи (см. "Недовольство культурой"), что наши органы чувств сформировались в результате длительного эволюционного процесса и, поэтому, являются фактически идеальным приспособлением к адаптации. Нам логика его рассуждений не представляется единственно правильной в виду очевидного несовершенства нашего физического Я, и мы находим смысл в философии Беркли и Бекона.
 
Теперь мы рассмотрим матрицу с психологической, а не с физической стороны, потому что мы - психологи, а не физики. Думается, что матрица - бездумная жизнь по заранее заданной программе, и некоторые люди недовольны своим существованием, а на самом деле - не довольны своей программой. Очень редко кто вышел из этой матрицы, из мира лжи и кривых зеркал. Например, автор часто убеждался в противоречии людских мнений на следующем примере: некий просвещенный субъект ратует за гуманистическую психологию и философию (Роджерс и Маслоу чуть ли не иконы), но растаптывает в грязь права обычного человека, хотя мог бы и помочь ему. Или кому-то говорят, что любят его, а потом наносят болезненный удар. Безумие матрицы. Роджерс призывал ценить каждого человека, ценить каждую встречу, каждую минутку настоящего.
 
Идеальный вариант матрицы представлен в путешествии Алисы, так как она полностью находится не в себе. Либидо Алисы направляется в свой внутренний мир, порождая причудливые образы, а вся сказка призвана своим затейливым сюжетом прикрыть очень неудачно затянувшийся комплекс Электры (другой ракурс: на самом деле, сам автор рассказал о своих проблемах и даже предстал перед зрителем в образе белого рыцаря - мужчины, подавляющем свои сексуальные стремления к таким девочкам, как Алиса).
 
Фрейд находил источник войны в структуре психики личности в конфликте между инстанциями Эго, Супер-эго и Ид. К сожалению, Нео и Смит ни разу не пытались по-настоящему осознать источник конфликта между ними - они вместо работы над собой эффектно сражались. Архитектор матрицы загнал нас в ловушку и просто наблюдает, как бихевиорист за крысами в лабиринте, - когда же они поумнеют? Невротик Фрейд дал нам невротическую концепцию личности, некую гидравлику со сменой напряжений, психоанализ внутри матрицы. Нас недооценивают?
 
В ходе саморазвития каждый может столкнуться с этими архетипами (с мужской точки зрения): ГЕРОЙ (НЕО) и его антипод (СМИТ), ОБЪЕКТ любви, который по сути есть - ЖЕРТВА (ТРИНИТИ), ОТЕЦ (АРХИТЕКТОР МАТРИЦЫ, БОГ), который дает выбор, но не торопится с помощью, добрая ФЕЯ (ПИФАНИЯ) - бескорыстный помощник, сущность, которой "все равно как лягут карты": ПРОВОДНИК и ФРАНЦУЗ.
 
И разумный вопрос - что же делать нам, простым смертным? Может быть, отказаться от иллюзий помощи с небес (Архитектор не будет вмешиваться), отказаться от борьбы с тенью (простить своего Смита), принять помощь Пифании (и найти своего Учителя), и не бояться жертв в этом пути, любовь может покинуть нас и мы должны жить с этим (бедная Тринити!), однажды мы можем совершить или не совершить подвиг (избранность), если однажды мы возьмем ответственность за свою жизнь (начнем жить "здесь-и-сейчас").
 
Социоально-психологический аспект фильма, с нашей точки зрения, заключается в роли личности в глобальных общественных процессах: Нео - лидер и общество, индивидуальность и социум, Нео спас всех свободных людей, и это его заслуга, или он - лишь выразитель общей идеи, витающей в массах? Нео - он же и Спаситель (избранный), и Иисус, и Ленин? Если бы не было Ленина, удался ли переворот? Если Наполеон умер бы в молодости, произошла ли бы крупнейшая война в Европе?
 
Выводы:
· фильм "Матрица" является экранизацией субъективного идеализма Беркли,
· ассоциативно описывает процессы индивидуализации глубинной психологии,
· поднимает вопрос о роли личности в истории,
· основывается на архитипических образах.
 
Психологическое эссе составил ст.пр. кафедры психологии
Сигаев С.Ю., СПФ.
31.01.04
 
Обсудите статью в зеленоградском чате
 

1

ПОДСКАЗКА: ХОТИТЕ ЧТО-НИБУДЬ КУПИТЬ? ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАШИМ ЗЕЛЕНОГРАДСКИМ КОММЕРЧЕСКИМ СПРАВОЧНИКОМ

в выпусках:

Сетевики потеснили местных

Гейтс начал говорить загадками

Новая книга Натальи Патрацкой

Алексей Звероловлев: "Я убежден, все человеческие чувства - подлинные"

Зеркало. Разговоры обо всем и ни о чем

Златогорье 2. Наш ответ LionHeart

Зеленоград завалит ноутбуками Россию?

Не Б.Г.: "Для нас нет канонов"

Греческий зал. Зеленоградская миниатюра

КВН и культурный шок...

Музыка в сети

Палата-Люкс: С удовольствием приедем в Зеленоград

 

 

АДРЕС ДЛЯ СВЯЗИ: info@zelen.ru Copyright © 1999-2004 Игорь Розов и Вячеслав Русин (г. Зеленоград)
Design © 2000 Produced by ПоЛе дизайн
ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.