РУССКОЕ
"МЫЛО" В АМЕРИКАНСКОМ СТИЛЕ
В
свое время, когда латиноамериканские
"мыльные" сериалы только начали
прокладывать себе дорогу в сетку вещания наших
телевизионных каналов, патриотически
настроенные телекритики, прекрасно знающие, что
телевидение во всем мире служит главным
средством для навязывания обществу определенной
идеологии, задавались вопросом в своих статьях
"почему нет отечественных сериалов"? С того
времени ситуация, без всякой поддержки "партии
и правительства", качественно изменилась -
отечественных сериалов стало пруд пруди...
Надо сказать, что новую ситуацию
создал сам рынок - во всем мире производство
сериалов является малозатратным. В России же эти
затраты еще меньше, поскольку все участники
этого производства пока не привыкли требовать
высоких гонораров - люди рады и той работе, что
есть. Одна серия какой-нибудь "Маросейки, 12"
снимается всего за несколько тысяч долларов.
Таким образом, любая серия
становится рентабельной, поскольку служит всего
лишь оболочкой для рекламы производителей.
Рынок телерекламы сделал заказ на производство
сериалов, и сериалы не замедлили появиться...
Поначалу, русские сериалы
стилистически отличались друг от друга, а также
от западных образчиков "мыльных опер".
Чувствовалась попытка создать сугубо
"русский" продукт, окрашенный национальными
мотивами и идиомами. Однако, довольно быстро
стало ясно, что из этой затеи принципиально
ничего не может получиться. То есть, можно
создать что-то с внешними отличиями, с ньюнсами,
но нельзя изменить содержательную составляющую.
Собственно, все сериалы можно
условно отнести к "латиноамериканскому" или
к "голливудскому" стилю. Латиноамериканский
стиль - это сериалы о большой
красивой любви, о красивой жизни, о красивых и
сытых людях. Это всегда яркая, кричащая обложка,
и, как всякая сказка, мало имеющая отношение к
реальной жизни. Именно сериалы в
"латиноамериканском" стиле стали самыми
популярными среди российских пенсионеров. "Голливудский" стиль - это мир
жестоких нравов, крутых полицейских и
опостылевших наркотиков. "Голливудский"
стиль - это громко произносимое слово
"задница". Это вечная антиутопия больших
городов, населенная ходульными персонажами -
"хорошими" и "плохими" парнями.
Думается, легко увидеть, что создатели русских
сериалов отдали предпочтение
"голливудскому" стилю. Любимое
американское слово "задница" у нас заменено
любимым русским словом "мудак", и на этом
принципиальные различия с голливудской
продукцией кончаются. Некая попытка
сценаристов "интеллектуализировать" речь
российских экранных героев всего лишь говорит о
том, что наши сценаристы когда-то в школьную пору
читали Достоевского и Толстого, и еще смутно
помнят об этом. Аудитория "ментовских"
сериалов - люди 30-50 лет, с невысоким социальным
статусом и средним образованием.
Вероятно, этот вектор на
"голливудский" стиль, взят по причине схожести некоторых американских и
российских реалий. В США высокая
преступность, и в России высокая преступность. В
США все делают деньги, и в России сейчас все
делают деньги. Там цинизм, и здесь цинизм...
"Латиноамериканский" стиль, очевидно, в
России не станет определяющим, хотя попытки
сделать что-то похожее на "Просто Марию",
наверняка еще будут.
Поэтому ждать, что русский сериал когда-нибудь
станет настолько самобытным, что займет свое
место в мировой киноиндустрии, не приходиться.
Скорее произойдет обратное и попытки излагать
затасканные сюжеты оригинальным киноязыком,
уйдут в прошлое. Как это обычно происходит на
конвейерном производстве.