Прочитал
статьи на вашем сайте, посвященные проблеме
турникетов, и решил рассказать как этот вопрос
решили в Эстонии, в городе Таллинн, я там
неоднократно бывал. Там тоже много льготников,
там живут "наши", в смысле привычек и
поведения люди, но автобусы там ходят буквально
по расписанию, которое висит на каждой остановке.
У них тоже есть различные цены на
билеты, в зависимости от того, где и сколько их
покупать. У водителя самые дорогие, если
покупаешь пять билетов на остановке, то дешевле,
если десять, то еще дешевле. Так же, есть
проездные проcтые и для льготников, продающиеся в
киосках на остановках. И никто не проверяет
документ, подтверждающий льготу, при покупке
билета. Но все равно никто не покупает билет для
льготного проезда, если у него нет льгот!!! И не
едет без билета! Почему? Дело в неотвратимости
наказания, причем серьезного. Самое интересное в
том, как они организовали контроль в автобусах.
Это, конечно, дело законодателей, у нас может быть
масштаба Москвы, Зеленограда. Суть в том, что
контролеров и, конечно, туриникетов, в автобусах
нет. Но там большой штраф за безбилетный проезд
(билет 10 крон - по нашему 20 руб, а штраф 300 крон, по
нашему 600 руб). И этот штраф возмут, в том или ином
виде, обязательно, если ты нарушишь правила
проезда и тебя за этим поймали.
По рассказам местных жителей (мне
самому не удалось ни разу встретить контролеров)
все происходит примерно так, как описано далее. К
рейсовому автобусу на маршруте вдруг подьезжает
полицейский автобус, рейсовый останавливается, и
контролеры, в сопровождении полиции, проверяют
билеты и проездные документы. Если
обнаруживается нарушитель, то ему предлагают
заплатить штраф, а он очень большой. Но
нарушителю никуда не дется, ведь полиция в
автобусе (это не просто тетушки в пуховиках, как у
нас). Если нарушитель не платит штраф на месте (а
он огромный, даже по их меркам), оформляют
задержание, сажают в полицейский автобус, и ТРИ
дня общественных работ, по уборке мусора, грязи и
т.д. Большая польза для благоустройства города. И
этот вид наказания позорнее всего, на виду у
всего города, где тебя может увидеть кто угодно;
друзья, знакомые, партнеры по работе. Этого и
боятся больше всего. Поэтому там большинство
платит за проезд, покупая билеты, проездные, и не
присваивают себе самостоятельно льготы.
В итоге: автобусы идут по расписанию, никто не
толкается при посадке, все происходит быстро и по
человечески. И у нас, если бы захотели люди,
обладающие властью и авторитетом (и
зарабатывающие деньги на общественном
траспорте), сделать бы подобное было бы несложно.
Главное, в действенности этого способа убедиться
можно самому, и захотеть это сделать в своем
городе. И не кормить фирмы, поставляющие всякие
приспособления для усложнения проезда людей в
транспорте.
P.S.: Может этот опыт города
Таллинна, опубликованный в вашем журнале, сможет
натолкнуть кого-либо из людей, ответственных за
городской транспорт, на желание что-либо
изменить в этой ситуации. И решить эту проблему
для жителей города.