Разработка и внедрение системы управления качеством для компаний в современных условиях является важным фактором завоевания доли рынка. В качестве базы для разработки собственной СМК используют международные стандарты ИСО серии 9000.
Очень большая ответственность в процессе разработке и внедрения лежит на высшем руководстве организации. По сути именно оно выступает в качестве инициатора проекта. Руководитель должен сам пройти обучение, назначить команду, которая будет курировать проект, утвердить бюджет.
Принцип лидерство руководителя подразумевает демонстрацию приверженности качеству собственным примером. Если руководитель устраняется на каком–либо этапе проекта, то и сотрудники теряют интерес к проделанной работе и проект может быть загублен. Руководитель должен понимать и реагировать на изменения. Впрочем, это совсем не означает, что он должен принимать карательные меры в отношении собственных сотрудников, если в ходе внутреннего аудита выявятся несоответствия (такая реакция охладит пыл сотрудников).
Руководитель должен мотивировать подчиненных не только материально, сотрудники должны ощутить на себе пользу от внедряемой системы управления качеством: например, с помощью нововведений они могут делать ту же производственную процедуры быстрее. В таком случае вовлеченные в процесс сотрудники подойдут к составлению необходимых инструкций не формально, а пониманием ответственности.
Руководитель должен создавать на предприятии атмосферу открытости и доверия: поощрять инициативных работников, применять меры воздействия к нерадивым.
Увы, на практике чаще всего бывает, что вопросами функционирования системы качества руководитель компании начинает заниматься тогда, когда в этом наступает острая необходимость, вызванная либо требованиями контракта, либо приказами вышестоящих организаций. Успешная реализация принципа «лидерство руководителя» в конечном итоге приводит к слиянию концепции качества с общим менеджментом.
Итак, в чем же выражается принцип «лидерство руководителя»?
Лидер – это ключевая фигура в бизнесе: когда есть лидер, то бизнес идет в гору, лидер привлекает своей харизмой клиентов и партнеров, заставляет сотрудников ориентироваться на него. Лидерство – это ключ к успеху, оно требуется для реализации всех элементов системы и, прежде всего, важна лидирующая роль руководителя, который должен увлечь за собой. Без этой ключевой фигуры все преобразования в СМК затруднены, а иногда и невозможны. Таким образом, лидерство – это пусковой механизм в системе управления качеством.