Сравнительно давно известно, что самосвалы колесной формулы 6х4 у нас нарасхват. Как впрочем давно не тайна и то, что китайский автозавод FOTON поставляет на наш авторынок тяжелых машин качественные бюджетные самосвалы. Почему бы не объединить две эти, что и говорить, приятные тенденции, и не опробовать какой-нибудь продукт китайского автогиганта? Предложение принимается!
Итак, под руку нам попался довольно симпатичный работяга в желтых китайских тонах, правда с зубодробительным названием - BJ3251DLPJB-2. Эта невыносимая буквенно-цифровая тирада одновременно является и маркировочным кодом модели. С Вашего позволения, в статье мы приводим ее один раз.
Как мы уже успели отметить, внешний вид машины довольно приятный. Формы кабины и самосвальной платформы аналогичны другим «китайцам» этого класса. Специально, или нет – красно-белые отбойники по бокам приятно довершают общее впечатление. А вообще предназначены они для защиты аккумулятора и топливного бака во время непростых условий эксплуатации автомобиля.
Из общих характеристик следует отметить также, что объем самосвальной платформы китайского трудяги составляет 17,7 м3. Причем показатели грузоподъемности, как и у всех самосвалов Поднебесной, значительно могут превышать штатные оценки. По штатному же «расписанию» китайцу прописано 22 тонны.
Задний отбойник из крепкого швеллера, к сожалению, ничем не может помочь беззащитным фарам. Их то и дело заливает грязью, не говоря уже о «действии» строительного мусора. Дополнительную защиту китайцы видимо решили предоставить соорудить самому владельцу самосвала.
Что касаемо кабины, то традиционная хорошая обзорность присутствует и в этой модели. Как всегда обеспечивают её широкое ветровое стекло и огромные зеркала заднего вида. В бампер органично вписаны мощные передние фары, кстати уже защищенные решеткой. Учитывая немалый размер кабины, в помощь водителю была добавлена выемка в центре бампера для ноги и дополнительные поручни по бокам кабины. Без этих простых вещей даже протереть ветровое стекло снаружи – просто не представляется возможным.
А над колесной аркой, справа от пассажирской двери, китайцы расположили весьма удобный выступ. Он очень кстати, когда идет загрузка. Водитель может без труда переместиться прямиком из кабины на кузовную лестницу и проконтролировать ход загрузки самосвальной платформы.
Запаска на FOTON довольно оригинально запрятана между баком для горючего и средним мостом. Ход необычный, привычнее видеть запасное колесо где-нибудь с боку кузова. А так эта обязательная запчасть практически не заметна. Мало того, предприимчивые инженеры из FAW умудрились внедрить сюда еще и лебедку на кронштейне крепления. Теперь водитель без труда и дополнительной помощи опустит и заменит колесо.
Ну и из дополнительного просто нельзя пройти мимо очень удобных металлических ступенек. Теперь их противоскользящее покрытие не даст водителю в случае чего спикировать вниз. А на работах бывает всякое. Двери кабины способны увеличивать углы доворота, и открываются вплоть до 90 градусов. Как только Вы открываете дверь – тут же услужливо включается лампа подсветки ступенек лестницы. Поручни по обе стороны от двери вежливо дополнят спуск водителя на землю.
Над внутренним интерьером китайцы трудились самостоятельно. Кое-что, конечно, не может не вызвать улыбку. Но в целом, и вкус и стиль – все присутствует. Из странностей можно указать на псевдодеревянные вставки, да еще и под ореховое дерево. Их много, они повсюду, они очень ненадежные. Рентабельность использования такого «декора», конечно, под вопросом. Ну а в остальном - все на уровне.
Как обычно в центре внимания водительское кресло. У китайцев к нему явное неравнодушие. В этом самосвале есть много технических изяществ, способных обеспечить водителю комфорт и удобство в длительных рейсах. На панели приборов никаких премудростей, все просто и понятно. В панель также встроена магнитола. Пустячок, а приятно. По обеим сторонам от рулевой колонки есть свободное пространство, куда можно положить нужные вещи. И самое главное – это полноценное спальное место водителя. Деталь немаловажная, надо сказать.
Ну что ж, настало время проверить китайца в деле. Двигатель – от винта: отправляемся в путь на третьей передаче. Со старта снялись плавно, управляемость вполне себе неплохая. Прибавив обороты, сталкиваемся с первыми трудностями. Переключение передач не блещет четкостью, ходы рычага большие, посему в нужную передачу сложно попасть сразу. Возможно, нужна сноровка. Но откуда ж ее взять на тест-драйве? Едем дальше.
Руль послушен малейшим усилиям – гидроусилитель работает как часы. В поворот траекторий вписывается без проблем. А стабилизатор поперечной устойчивости сводит крен самосвала на нет. При торможении дает знать о себе ABS. Остановка четкая и своевременная. Как и у всех китайских самосвалов – без нагрузки чуть жестковатой оказывается подвеска.
В нагруженном состоянии самосвал Foton не растерял свои достоинства, и даже подвеска наоборот смягчилась. В качестве груза использовался карьерный песок. Запорный механизм у заднего борта достоин похвалы, потому как свою часть работы отработал на «ура». А вот опустевшему китайцу выбраться из карьера оказалось не так-то легко. Хотя блокировка межосевого и межколесного дифференциалов быстро помогла самосвалу покинуть место работ и отправиться за новой партией.
В общем же, самосвал Foton 6х4 оставил впечатление весьма приятное. Неприхотливый, с минимумом недостатков, очень ремонтнопригодная модель. Чем не конкурент нашим моделям? Взять хотя бы тот же КамАЗ-6520 или белоруский МАЗ-650136. Да и иностранцам тоже может аукнуться. Самосвалам Volvo FM380, Scania P380 и Iveco Trakker стоит задуматься о будущем на наших работах уже сейчас.