Что происходит в Зеленограде? Работы нет или работать некому?!
Давайте разберемся… В последнее время наблюдается странная картина на нашем рынке труда. С одной стороны, работодатели сбились с ног в поисках адекватного персонала - дисциплинированного, квалифицированного, управляемого и работоспособного. Тенденция 5-ти последних лет на российском кадровом рынке – дефицит трудовых ресурсов. Целые развороты местных газет выходят под рубрикой "Требуются". Загляните для примера в раздел "биржа труда" портала zelen.ru, где размещено более 400 объявлений работодателей, ищущих сотрудников. С другой стороны, сам искомый персонал – руководители с опытом, эффективные менеджеры и квалифицированные рабочие – в это же время не находят подходящей для себя по уровню и содержанию работы. Как же так получается, что те, кто нуждается в сотрудниках и те, кто ищет работу, не пересекаются друг с другом?
О чем думают работодатели… Работодатели считают, что современный российский рынок – рынок соискателя, именно он диктует условия работодателю. Нередко сами компании, решая вопрос дефицита кадров, переманивают людей друг у друга. В Зеленограде, например, востребованы квалифицированные рабочие кадры - наладчики, слесари, электрогазосварщики, строители, водители, складские работники и другие. Высока потребность также в технических специалистах (в том числе – в инженерах и технологах), организаторах производства, менеджерах (по продажам, снабжению), бухгалтерах и персонале торговых сетей. А в ближайшие 2 года потребуется квалифицированный персонал для предприятий технико-внедренческой зоны, которая создается в Зеленограде. В то же время работодатель не хочет видеть в рядах своих сотрудников "лиц без опыта работы и с вредными привычками (лень, пьянство, воровство)" – фраза взята из реального объявления работодателя в Зеленоградской газете. Нередки случаи, когда компании, отчаявшись найти подходящего человека, просто отказываются от поиска.
Объективная же ситуация на рынке труда такова, что он действительно "перегрет" предложениями работодателей и более-менее востребованный соискатель выставляет себя "на торги", стремясь продать себя подороже. Тактика переманивания работодателями персонала друг у друга даёт кандидатам возможность диктовать свои условия и продавливать ненормально высокую оплату труда за обычные функции. Ситуация усугубляется тем, что среднего специального образования, где готовят промышленным профессиям (колледж – бывшее ПТУ), сегодня практически нет, а 82% незакрытых вакансий в стране – это именно промышленный персонал. К тому же надо считаться с тем фактом, что страх потери работы у сотрудников год от года уменьшается.
О чем думают люди, ищущие работу… Соискатели считают, что в реальности найти работу невозможно. Существуют ограничения возрастными рамками в основном до 35-40 лет, так как некоторые руководители уверены, что люди "в возрасте" не впишутся в их молодой коллектив и трудоспособность у них ниже. Имеет место дискриминация - явная или скрытая по полу: женщин, незамужних и замужних без детей, или имеющих маленьких детей неохотно берут на работу. А женщинам после 40, если они не являются профессионалами в какой-либо востребованной области, дорога - в невысоко квалифицированную и мало оплачиваемую работу (няньки, домработницы, уборщицы, продавцы на рынке или дворники). Соискатели часто сталкиваются с некачественными вакансиями на рынке труда: им предлагают работу в сетевом маркетинге, услугах сомнительного толка или вложить деньги на этапе приёма на работу в виде платного обучения или платной оценки на соответствие должности. Бывает, что серьезный работодатель не ограничивается только собеседованием, а для оценки соответствия кандидата должности предлагает выполнить проверочные задания, которые пугают не готовых к такому повороту соискателей. Некоторые соискатели расценивают это даже как попытку выведать и использовать в своих целях их профессиональные секреты и знания.
Люди, ищущие работу, порою сталкиваются с тем, что компании-работодатели почему-то не отвечают на их веерную рассылку резюме и после собеседований не предлагают работу, которую соискатель хочет и к которой чувствует себя готовым ("Это мое, я знаю, что справлюсь. В этой работе нет ничего сложного"). В предложениях работодателей далеко не всегда присутствует большой гарантированный оклад (тем более "белый"), льготы, компенсации и солидный соцпакет, совпадающий с требованиями трудового кодекса.
Объективная картина заключается в том, что: - работы на рынке труда много, спрос превышает предложение, о чем говорит хотя бы тот факт, что предложений работодателей в несколько раз больше, чем резюме соискателей. Например, на ранее упомянутой "Бирже труда" портала zelen.ru, предложения от работодателей составляют 2/3, а резюме соискателей – 1/3 от всех объявлений; - действительно, наблюдается некоторая дискриминация по полу и возрасту со стороны работодателей, но часто это вызвано такой объективной причиной, как требования самой вакансии; - на рынке труда до сих пор встречаются некачественные вакансии, просто надо уметь их отличать и не попадаться на эти уловки; - если работодатель - серьезная организация, то и подход к подбору персонала у неё серьезный: требуется резюме, заполнение анкеты и выполнение проверочных заданий, целью которых является оценка кандидата, а не выведывание его профессиональных секретов; - действительно, рекрутеры не всегда перезванивают по результатам собеседования и не объясняют причины отказа, потому что соискатель не соответствует требованиям вакансии, что и служит причиной отказа. И мнение кандидата о том, что отсутствие опыта и знаний по выбранной им вакансии не помешает ему успешно работать, напоминает анекдот: - Вы умеете играть на скрипке? - Нет, но думаю, что смогу, т.к. много раз видел, как это делают другие.
Таким образом, мы видим, как по-разному смотрят на ситуацию на рынке труда работодатели и люди, ищущие работу. О том, в чем скрыты причины такого разного видения, мы поговорим в следующей части статьи.
Центр системного консалтинга "Формула Управления" г. Зеленоград (управленческое и кадровое консультирование, семинары для руководителей и тренинги для персонала) т. 8-916-631-02-77, 8-916-410-63-32 e-mail: formula-u@mail.ru
Комментарии (8)
1ЕВРЕЙ
Я алкаш и бездельник! Я всё пропиваю !!!
А кадровые агенства - это лохотроны!!!
2Федор Михайлович
"Существуют ограничения возрастными рамками в основном до 35-40 лет, так как некоторые руководители уверены, что люди "в возрасте" не впишутся в их молодой коллектив и трудоспособность у них ниже"... Это верно. У нас работодатели в некоторых сферах бизнеса избалованы. Много молодежи готовых работать за небольшую зарплату и боящихся отстаивать свои права. Отсюда частая ротация кадров.
3Refer
Ну да профсоюзов на фирмах нигде ведь нет. Кто же будет права отстаиввать? Народ унас рабскийм был рабским и остается
4Паркс
У нас в Зеленограде многие работодатели сознательно занижают планку заработной платы. Поэтому многие в Москву ездят работать.
5IT
Федор Михайлович -у нас что старшее поколение готово отсаивать свои права? Согласен с Refer'ом
6Bandit
Да. народ у нас быдловатый. Права отстаивать не будет. На барина больше уповает. Хотя по пьянке заехать в торец начальнику может иногда...
7Ponochka
У работодателей есть такая графа "Укажите наименьший размер зарплаты..." создается впечатление, они смотрять только туда и берут того, кто запросит меньше всех.
8Profiler
Минимальный уровень оплаты труда, на который согласен соискатель, нормальному работодателю необходимо знать для того, чтобы понимать зарплатные ожидания соискателя и способен ли он - работодатель - их удовлетворить. Зарплатные ожидания (минимум-максимум ожидаемого вознаграждения) сообщают также работодателю о том, насколько адекватно оценивает себя соискатель на рынке труда. Если же работодатель будет использовать знание о минимальном уровне оплаты труда, на который согласен кандидат на вакансию, исключительно для манипуляции и снижения уровня зарплатного предложения, то и в сотрудники себе он получит исключительно тех, кто имеет невысокую профессиональную ценность . К тому же, такое поведение работодателя не лучшим образом влияет на его имидж на рынке труда города. Заработать и удержать положительный имидж работодателя в окружающем социуме, как известно, очень непросто, а испортить его можно очень легко.