Стратегия управляемой демократии отразилась в первую очередь на нашем ТВ - как считают политики в Кремле, народом легче управлять с помощью телевизора, транслируя "правильные новости" и не давая возможность политическим конкурентам свободно делиться с телезрителями критическими мыслями по поводу происходящего в стране . Вероятно, на приверженцев этой стратегии большое выпечатление произвели фильм "Виртуальный кошмар" и книга С.Лема "Футурологический конгресс".
Тех, у кого голова работает вполне самостоятельно, никакой телевизор не сможет заставить видеть черное белым. Тем не менее вопрос нужна ли свобода кому-нибудь, кроме оппозиции, остается. Недавно на него попытался найти ответ ВЦИОМ, проведя опрос на следующие темы: можно ли сегодня свободно высказывать точку зрения, неугодную властям, в СМИ; какие политические партии имеют возможность обнародовать свою позицию на центральных каналах телевидения и в центральной прессе; нужна ли цензура на телевидении или не нужна?
Мнения россиян относительно возможности высказывать в отечественных СМИ мнения, неугодные властям, разделились практически пополам: 40% считают, что такая возможность все же есть, а 36% – что такой возможностью сегодня очень трудно воспользоваться. 17% опрошенных видят полную подконтрольность СМИ властям. При этом среди сторонников «Единой России» больше тех, кто считает, что свобода слова реализуется в СМИ в полном объеме (45%), а среди голосующих за КПРФ - тех, кто считает СМИ подконтрольными властям (24%). Что интересно, каждый второй опрошенный (51%) тем не менее высказался за расширение возможностей оппозиции выражать свое мнение на центральных каналах телевидения, в том числе 26% – за выделение специального эфирного времени, и 25% – за более активное привлечение лидеров оппозиции в уже существующие программы.
Но это про политику, а вот что касается морали, то тут количество тех, кто хочет ввести цензуру на ТВ по нравственным соображениям за прошедший год только выросло. И весьма существенно. Так число россиян, считающих, что цензура на телевидении нужна, увеличилась с 63 до 82%. Опять же, что интересно, доля сторонников цензуры преобладает во всех возрастных и доходных группах; она увеличивается с возрастом (с 73% в группе опрошенных 18–24 лет до 87% в группе «60+») и сокращается по мере роста доходов.
При этом цензуру на телевидении россияне хотят для того, чтобы закрыть передачи со сценами секса и насилия. Далее, по мнению опрошенных, цензура нужна, чтобы ограничить рекламу сомнительных товаров и услуг, рекламу продукции интимного характера, а также пропаганду криминального образа жизни. Каждый седьмой россиянин (по 15%) обращает внимание на недопустимость грубой лексики на ТВ и безнравственность передач типа «Окна», «Дом-2», «Большой брат» и т. п. Более спокойное отношение у опрошеных оказалось к эстраде, и к подробному освещению катастроф и терактов.
Таким образом, опрос показал, что россияне не хотят политической цензуры на ТВ, но хотят ограничений для распространения безнравственности. Есть над чем задуматься и правящим политикам, и владельцам телеканалов.