- ПСИХОАНАЛИЗ РУССКОГО МАТА
- Как известно, З.Фрейд
подвергал анализу самые различные аспекты
психической жизни: сновидения, оговорки,
ошибочные действия, творчество в любой его форме,
сексуальное самовыражение, религиозные чувства,
поведение человека в толпе, остроумие и даже
любовное влечение к терапевту он подвергал
исследованию. Как житель Вены и австриец,
основатель психоанализа скорее всего не
сталкивался с предметом нашей работы. Мы же -
россияне знакомы с ним не по наслышке и попробуем
разобраться в этом феномене: о его
фило-онто-генезе, функциях, структуре,
содержательной компоненте и постараемся прийти
к некоторым выводам.
-
- Данную проблему исследовал
знаменитый психолог, профессор Артур Вадимович
Петровский. Трудность нашей работы заключается в
желании не нарушать общепринятых моральных норм,
поэтому мы не будем напрямую называть матерные
выражения, чтобы не оскорблять эстетического
вкуса читателя и не перебивать радость печатного
слова.
-
- Принято считать, что русский мат
(далее: РМ) есть продукт монголо-татарского
нашествия, которое началось в около 1240 г. Значит,
было время, до него, когда РМ на Руси не было. Как
ругались люди до 1240г? Мы не знаем каким образом
сие происходило, но считаем необходимым
упомянуть о второй версии происхождения РМ,
связанной с крещением Руси в 988 году. В
психологическом аспекте христианство кроме
любви к ближнему, состраданию основывается также
и на чувстве вины перед Богом, и на чувстве стыда
в сексуальных отношениях (секс - есть табу в
принципе).
-
- Манипуляция ребенком через
чувство вины - не самый красивый ход со стороны
родителей, манипуляция людьми посредством
чувства вины со стороны церкви тоже не самый
лучший вариант. Но видно, цель (воспитание людей)
оправдывает средства, и применение данного
метода логически в конечном счете оправдано.
-
- Язычество или сложная иерархия
богов, находящихся в отношениях соподчинения
(своего рода пантеон) давали человеку
возможность находится в гармонии с природой,
реальностью и самим собой, но для централизации
государства и власти необходимо ввести
монотеистическую религию. Данное противоречие
Фрейд называл "недовольством культурой" и,
кажется, истоки зарождения РМ - в этой проблеме -
вспомните, какое удовольствие получают
матерящиеся дети, они словно мстят за огрехи
воспитания, и кажутся самим себе старше.
-
- Таким образом, РМ - это "изнанка
культуры", ее ТЕНЬ. Культурные люди вытесняют
ее и стараются не проявлять в обществе потому,
что РМ табуирован, правда, не полностью.
Существуют целые государственные институты где
РМ используется как второй язык: армия, места
лишения свободы, милиция - заметьте, что это все
проявления контролирующие инстанции, социальный
аспект Супер-эго. Конфликт между Сверх Я и Оно
проявляется в аффектации, вербальной агрессии,
психика стремится к разрядке - так создается база
формирования РМ.
-
- Можно с уверенностью утверждать,
что появление РМ в лексиконе индивида есть
результат научения, сформированного путем
подражания. Если бы мы выросли не слыша РМ, мы бы
не смогли его выдумать.
-
- Всякое психическое явление
функционально - и РМ не является исключением.
Каковы же его функции?
1. помогает сбрасывать напряжение
2. освобождаться или накапливать
негатив/позитив-эмоцию, помогает выразить любое
пиковое состояние чувств, его обер-тона, но
лингвистически примитивным образом
3. является инструментом защиты, агрессии,
подавления, самоутверждения, доминирования,
желания
4. в самом РМ заложена идея превосходства мужчины
над женщиной, оскорбление женского начала
5. одной из функций РМ является оскорбление,
причем, оскорбляется самое светлое и чистое (не
является ли в РМ чертой анальной фазы развития
ребенка?)
6. как сказал министр культуры России Михаил
Швыдкой, РМ - это "тяжелая артиллерия русского
языка", а из пушки по воробьям палить не
принято. Т.е. РМ подходит для стрессовых ситуаций
(например, роды), но не должен использоваться в
обыденной жизни. Отсюда вывод: одна из функций РМ
- адаптация к стрессовым ситуациям.
-
- Можно с уверенностью утверждать,
что чем субъект воспитаннее, культурнее, чем
более развит у него самоконтроль - словом, чем
более он человечнее, тем меньше человек
использует РМ. Чем ближе субъект по уровню
духовного развития находится к животному началу
- тем чаще. Вспомните "Собачье сердце"
Булгакова - Шариков постоянно матерится.
-
- Правда, не все так просто, как
кажется: вспомните запретные произведения
Пушкина, Раневская тоже любила выразиться через
РМ, а культурный уровень этих индивидуальностей
не вызывает сомнений. В этой связи хочется
отметить, что их образы приобретают большую
глубину, и вызывают даже большее уважение и
эмпатию.
-
- Лингвистический анализ РМ
- С психологической точки зрения РМ
интересен тем, что всю жизнедеятельность
описывает языком секса, Эроса. В РМ часто
употребляются существительные, обозначающие
гениталии, глаголы сексуального действия (и они
именно действенные, не рефлексивной природы),
имеются также наречия и прилагательные -
зачастую производные от существительных и
глаголов. Психолингвисты утверждают также, что
многие предикаты речи из лексикона РМ окрашены
позитивно для нашего бессознательного (подробно
- см. у Ирины Черепановой "Дом колдуньи. Язык
творческого бессознательного", М., 2002). В
древнерусском языке существовало
существительное-производное от слова "блуд"
(разврат) - для мужчин это было аналогом слова
"блудник", а для женщины - не "блудница",
а другое … не будем называть, но показательно,
что мужской аналог вышел из употребления, а
женский - остался (дескриминация). "Родной
брат" блуда, по древнерусским представлениям,
это - мот. Такие его производные как "мытарь",
"маяться", "обормот", "смотаться",
"мотовство" и др. до сих пор активно
используются в российском обществе, а церковью,
разумеется, в особенности.
-
- Анализ содержательной
стороны РМ
- 1. субъект говорит, что любит вашу
маму, таким образом, он сообщает, что является
моим отцом: "Я твой отец! Я сильнее тебя и имею
над тобой власть, ты должен покориться мне
потому, что я тебя создал!".
1.1. другой вариант: " Я- любовник твоей мамы, я не
твой отец, но твой отец проиграл битву за твою
мать, я лучше его - поэтому она предпочла меня! Я
могу попробовать разрушить твою семью, вся
ситуация под моим контролем!".
2. табу на пошлый, с точки зрения культуры,
анально-оральный секс и подсознательное желание
его нарушить
3. отождествление себя с гениталиями
4. осуждение женской сексуальности
5. реклама гомосексуализма, как скрытая угроза,
жажда доминирования, отрицание человеческой
бисексуальной природы.
-
- Универсальность РМ; РМ как
часть матерной культуры человечества
- Думается, что можно с большой
долей уверенности констатировать, что РМ вошел в
употребление населения СНГ, а может быть,
распространяется и за границей содружества.
Некоторые субъекты меняют место жительства,
образуя свой ареал "заграничного обитания"
и являются невольными рекламистами РМ; данных о
использовании РМ у коренного населения (которое
контактирует с эмигрантами СНГ) зарубежья у нас,
к сожалению, нет - хотя были бы интересны данные о
соотношении матерщинников на Западе и на
Востоке. Наши преподаватели иностранного языка
считают, что действительно, наш РМ не только
универсален, но и намного богаче лингвистически
англо-американского М, а по разнообразию к нашему
РМ намного ближе польский мат. Наш мат -
особенный, Россия - особая страна, "наш народ -
богоносец" (Тургенев "Отцы и дети"),
"особый путь", "национальная идея" (до
октябрьского переворота национальная идея:
"Самодержавие, Православие, Духовность" ) -
есть что-то особенное во всем этом! Национальная
идея вполне может быть продукцией Сверх Я и
косвенно она имеет связь с РМ. Например, у
Швейцарии нет национальной идеи и у Финляндии
нет. Может, к этому имеет отношение менталитет
империи ("имперское мышление"), необъятность
пространств и ресурсов и расслоение нашего
общества на богатых и бедных, на тех кто живет в
столицах и на окраине?
-
- Подытоживая наше исследование,
можно сказать, что мы, видимо, должны принимать
свое несовершенство и стремиться к лучшему,
развивать свой самоконтроль, волевую сферу,
воспитывать себя. РМ - это не хорошо и не плохо, он
просто есть. И не осудим того, кто обойтись без
него не может, если это не общественная
территория, конечно. Еще хочется заметить, что
методы психоанализа весьма действенны - и все о
чем писал Фрейд, работает.
-
- Вторая версия о происхождении РМ
нам кажется более истинной, чем первая. И понятно,
что истоки происхождения РМ уходят в
бессознательное и, имея сексуальную природу, оно
агрессивно по сути своей и агрессия эта
направлена на христианизацию Руси.
-
- Связь РМ с инстинктом очевидна:
это секс и агрессия, а все это есть врожденные
программы, и поэтому РМ весьма жизнеспособен.
В онтогенезе, по-видимому, ребенок использует или
знакомится, обучается РМ в фаллической стадии, и
шлифует свое мастерство в латентной, глубинные
же пласты РМ формируются в анальной фазе, а тяга к
инцесту, сквозящая красной нитью в упоминании
отношений с матерью - это та же фаллическая фаза с
отголоском оральной.
-
- Большое
практическо-теоретическое значение имеет
исследование первобытных культур, "не
испорченных цивилизацией" (это понимал и
К.Г.Юнг, К.Кастанеда и многие другие
исследователи). Что аборигены используют для
оскорблений, какие метафоры, какую символику, что
принято считать обидным для человека? Если наша
рабочая гипотеза верна, то в первобытных
обществах для оскорблений будут использоваться
сравнения с "нечистыми" животными - змеями,
свиньями, скорпионами и др., но сексуальная
тематика будет использоваться слабо, воспитание
через чувство вины будет заменено преклонением
перед первобытным отцом (подробно - см. З.Фрейд
"Тотем и табу") и страхом перед ним. Но в
обоих случаях средством управления массами
служил страх - наказания за что-то, чувство вины в
этом контексте кажется "более легким и
изящным", чем наказание отца, являющимся
лидером племени - страх физического уничтожения.
В идеале методом управления массами должна стать
любовь и доверие, но, к сожалению, кажется,
человечество еще не готово к этому. Когда станет
готово?
Когда-нибудь станет,
Только жаль, что в эту пору
Жить не придется ни мне, ни тебе…
-
- Психологическое эссе составил
ст.пр. Сигаев С.Ю., СПФ
-
- P.S.:
- продолжение следует, и во-вторых, на очереди
работа о психоанализе религий;
- читатели, please, дайте обратную связь на
прочитанное - потенциал работы далеко еще не
исчерпан, а ваше мнение позволит продолжить
работу в данном направлении.
-
- 3.04.04