ПоЛе дизайн - изготовление сайтов для Городской сети

Читайте в зеленоградском женском журнале: Весенние ароматы и Наоми Кэмпбелл

Зеленоград on-line / www.zelen.ru / городской интернет-журнал

Зеленоградский сервер виртуальных открыток  Задай вопрос ФК Зеленоград и выиграй приз!  Задай вопрос группе 'Монгол Шуудан' и выиграй приз!

Справочник | Работа | Знакомства | Компьютерная барахолка | ЧАТ | Каталог | Открытки | Женский журнал


содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

 

    КОНСУЛЬТАНТ
ПСИХОАНАЛИЗ РУССКОГО МАТА
Русский матКак известно, З.Фрейд подвергал анализу самые различные аспекты психической жизни: сновидения, оговорки, ошибочные действия, творчество в любой его форме, сексуальное самовыражение, религиозные чувства, поведение человека в толпе, остроумие и даже любовное влечение к терапевту он подвергал исследованию. Как житель Вены и австриец, основатель психоанализа скорее всего не сталкивался с предметом нашей работы. Мы же - россияне знакомы с ним не по наслышке и попробуем разобраться в этом феномене: о его фило-онто-генезе, функциях, структуре, содержательной компоненте и постараемся прийти к некоторым выводам.
 
Данную проблему исследовал знаменитый психолог, профессор Артур Вадимович Петровский. Трудность нашей работы заключается в желании не нарушать общепринятых моральных норм, поэтому мы не будем напрямую называть матерные выражения, чтобы не оскорблять эстетического вкуса читателя и не перебивать радость печатного слова.
 
Принято считать, что русский мат (далее: РМ) есть продукт монголо-татарского нашествия, которое началось в около 1240 г. Значит, было время, до него, когда РМ на Руси не было. Как ругались люди до 1240г? Мы не знаем каким образом сие происходило, но считаем необходимым упомянуть о второй версии происхождения РМ, связанной с крещением Руси в 988 году. В психологическом аспекте христианство кроме любви к ближнему, состраданию основывается также и на чувстве вины перед Богом, и на чувстве стыда в сексуальных отношениях (секс - есть табу в принципе).
 
Манипуляция ребенком через чувство вины - не самый красивый ход со стороны родителей, манипуляция людьми посредством чувства вины со стороны церкви тоже не самый лучший вариант. Но видно, цель (воспитание людей) оправдывает средства, и применение данного метода логически в конечном счете оправдано.
 
Язычество или сложная иерархия богов, находящихся в отношениях соподчинения (своего рода пантеон) давали человеку возможность находится в гармонии с природой, реальностью и самим собой, но для централизации государства и власти необходимо ввести монотеистическую религию. Данное противоречие Фрейд называл "недовольством культурой" и, кажется, истоки зарождения РМ - в этой проблеме - вспомните, какое удовольствие получают матерящиеся дети, они словно мстят за огрехи воспитания, и кажутся самим себе старше.
 
Таким образом, РМ - это "изнанка культуры", ее ТЕНЬ. Культурные люди вытесняют ее и стараются не проявлять в обществе потому, что РМ табуирован, правда, не полностью. Существуют целые государственные институты где РМ используется как второй язык: армия, места лишения свободы, милиция - заметьте, что это все проявления контролирующие инстанции, социальный аспект Супер-эго. Конфликт между Сверх Я и Оно проявляется в аффектации, вербальной агрессии, психика стремится к разрядке - так создается база формирования РМ.
 
Можно с уверенностью утверждать, что появление РМ в лексиконе индивида есть результат научения, сформированного путем подражания. Если бы мы выросли не слыша РМ, мы бы не смогли его выдумать. 
 
Всякое психическое явление функционально - и РМ не является исключением. Каковы же его функции?
1. помогает сбрасывать напряжение
2. освобождаться или накапливать негатив/позитив-эмоцию, помогает выразить любое пиковое состояние чувств, его обер-тона, но лингвистически примитивным образом
3. является инструментом защиты, агрессии, подавления, самоутверждения, доминирования, желания
4. в самом РМ заложена идея превосходства мужчины над женщиной, оскорбление женского начала
5. одной из функций РМ является оскорбление, причем, оскорбляется самое светлое и чистое (не является ли в РМ чертой анальной фазы развития ребенка?)
6. как сказал министр культуры России Михаил Швыдкой, РМ - это "тяжелая артиллерия русского языка", а из пушки по воробьям палить не принято. Т.е. РМ подходит для стрессовых ситуаций (например, роды), но не должен использоваться в обыденной жизни. Отсюда вывод: одна из функций РМ - адаптация к стрессовым ситуациям. 
 
Можно с уверенностью утверждать, что чем субъект воспитаннее, культурнее, чем более развит у него самоконтроль - словом, чем более он человечнее, тем меньше человек использует РМ. Чем ближе субъект по уровню духовного развития находится к животному началу - тем чаще. Вспомните "Собачье сердце" Булгакова - Шариков постоянно матерится.
 
Правда, не все так просто, как кажется: вспомните запретные произведения Пушкина, Раневская тоже любила выразиться через РМ, а культурный уровень этих индивидуальностей не вызывает сомнений. В этой связи хочется отметить, что их образы приобретают большую глубину, и вызывают даже большее уважение и эмпатию.
 
Лингвистический анализ РМ
С психологической точки зрения РМ интересен тем, что всю жизнедеятельность описывает языком секса, Эроса. В РМ часто употребляются существительные, обозначающие гениталии, глаголы сексуального действия (и они именно действенные, не рефлексивной природы), имеются также наречия и прилагательные - зачастую производные от существительных и глаголов. Психолингвисты утверждают также, что многие предикаты речи из лексикона РМ окрашены позитивно для нашего бессознательного (подробно - см. у Ирины Черепановой "Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного", М., 2002). В древнерусском языке существовало существительное-производное от слова "блуд" (разврат) - для мужчин это было аналогом слова "блудник", а для женщины - не "блудница", а другое … не будем называть, но показательно, что мужской аналог вышел из употребления, а женский - остался (дескриминация). "Родной брат" блуда, по древнерусским представлениям, это - мот. Такие его производные как "мытарь", "маяться", "обормот", "смотаться", "мотовство" и др. до сих пор активно используются в российском обществе, а церковью, разумеется, в особенности.
 
Анализ содержательной стороны РМ
1. субъект говорит, что любит вашу маму, таким образом, он сообщает, что является моим отцом: "Я твой отец! Я сильнее тебя и имею над тобой власть, ты должен покориться мне потому, что я тебя создал!".
1.1. другой вариант: " Я- любовник твоей мамы, я не твой отец, но твой отец проиграл битву за твою мать, я лучше его - поэтому она предпочла меня! Я могу попробовать разрушить твою семью, вся ситуация под моим контролем!".
2. табу на пошлый, с точки зрения культуры, анально-оральный секс и подсознательное желание его нарушить
3. отождествление себя с гениталиями
4. осуждение женской сексуальности
5. реклама гомосексуализма, как скрытая угроза, жажда доминирования, отрицание человеческой бисексуальной природы.
 
Универсальность РМ; РМ как часть матерной культуры человечества
Думается, что можно с большой долей уверенности констатировать, что РМ вошел в употребление населения СНГ, а может быть, распространяется и за границей содружества. Некоторые субъекты меняют место жительства, образуя свой ареал "заграничного обитания" и являются невольными рекламистами РМ; данных о использовании РМ у коренного населения (которое контактирует с эмигрантами СНГ) зарубежья у нас, к сожалению, нет - хотя были бы интересны данные о соотношении матерщинников на Западе и на Востоке. Наши преподаватели иностранного языка считают, что действительно, наш РМ не только универсален, но и намного богаче лингвистически англо-американского М, а по разнообразию к нашему РМ намного ближе польский мат. Наш мат - особенный, Россия - особая страна, "наш народ - богоносец" (Тургенев "Отцы и дети"), "особый путь", "национальная идея" (до октябрьского переворота национальная идея: "Самодержавие, Православие, Духовность" ) - есть что-то особенное во всем этом! Национальная идея вполне может быть продукцией Сверх Я и косвенно она имеет связь с РМ. Например, у Швейцарии нет национальной идеи и у Финляндии нет. Может, к этому имеет отношение менталитет империи ("имперское мышление"), необъятность пространств и ресурсов и расслоение нашего общества на богатых и бедных, на тех кто живет в столицах и на окраине? 
 
Подытоживая наше исследование, можно сказать, что мы, видимо, должны принимать свое несовершенство и стремиться к лучшему, развивать свой самоконтроль, волевую сферу, воспитывать себя. РМ - это не хорошо и не плохо, он просто есть. И не осудим того, кто обойтись без него не может, если это не общественная территория, конечно. Еще хочется заметить, что методы психоанализа весьма действенны - и все о чем писал Фрейд, работает.
 
Вторая версия о происхождении РМ нам кажется более истинной, чем первая. И понятно, что истоки происхождения РМ уходят в бессознательное и, имея сексуальную природу, оно агрессивно по сути своей и агрессия эта направлена на христианизацию Руси.
 
Связь РМ с инстинктом очевидна: это секс и агрессия, а все это есть врожденные программы, и поэтому РМ весьма жизнеспособен.
В онтогенезе, по-видимому, ребенок использует или знакомится, обучается РМ в фаллической стадии, и шлифует свое мастерство в латентной, глубинные же пласты РМ формируются в анальной фазе, а тяга к инцесту, сквозящая красной нитью в упоминании отношений с матерью - это та же фаллическая фаза с отголоском оральной.
 
Большое практическо-теоретическое значение имеет исследование первобытных культур, "не испорченных цивилизацией" (это понимал и К.Г.Юнг, К.Кастанеда и многие другие исследователи). Что аборигены используют для оскорблений, какие метафоры, какую символику, что принято считать обидным для человека? Если наша рабочая гипотеза верна, то в первобытных обществах для оскорблений будут использоваться сравнения с "нечистыми" животными - змеями, свиньями, скорпионами и др., но сексуальная тематика будет использоваться слабо, воспитание через чувство вины будет заменено преклонением перед первобытным отцом (подробно - см. З.Фрейд "Тотем и табу") и страхом перед ним. Но в обоих случаях средством управления массами служил страх - наказания за что-то, чувство вины в этом контексте кажется "более легким и изящным", чем наказание отца, являющимся лидером племени - страх физического уничтожения. В идеале методом управления массами должна стать любовь и доверие, но, к сожалению, кажется, человечество еще не готово к этому. Когда станет готово?
Когда-нибудь станет,
Только жаль, что в эту пору
Жить не придется ни мне, ни тебе…
 
Психологическое эссе составил ст.пр. Сигаев С.Ю., СПФ
 
P.S.:
- продолжение следует, и во-вторых, на очереди работа о психоанализе религий;
- читатели, please, дайте обратную связь на прочитанное - потенциал работы далеко еще не исчерпан, а ваше мнение позволит продолжить работу в данном направлении.
 
3.04.04
Обсудите статью в зеленоградском чате
 
ПоЛе дизайн
 

в выпусках:

"Проход запрещен! Частная собственность"

Как лучше провести отпуск?

Новости: Скороспилсия, Викки, Аукцион

Разрядка напряженности

Новые промзоны Зеленограда: плюсы и минусы

Курсом реформ

Городская сеть снижает цены

Зеркало. Разговоры обо всем и ни о чем

Дефолт и яйца

Злые бессребренники Интернета

Diablo II: выйти и сохраниться?

Доллар в России превращается в полное у.е.

 

 

АДРЕС ДЛЯ СВЯЗИ: info@zelen.ru Copyright © 1999-2004 Вячеслав Русин и Игорь Розов (г. Зеленоград)
Design © 2000 Produced by ПоЛе дизайн
ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.