Зеленоградская биржа труда

Зеленоградский чат



содержание:

  НОВОСТИ: 
  ОТДЫХ: 
 
  КОНКУРСЫ: 

 

 

    ГОСТИНАЯ
ЗНАКОМЬТЕСЬ, АЛЕКСАНДР БАЧИЛО
Александр БачилоПо свету гуляет множество анекдотов, шуток, пословиц и поговорок. Кто их придумал? Народ! Но народ состоит из отдельных людей и у каждого анекдота всё-таки есть конкретный автор. Порой шутки и фразочки из различных произведений соотносят с тем актером, из чьих уст они были услышаны. Так было с цитатами из монологов, исполняемых великим артистом Аркадием Райкиным. Но долгое время никто не задумывался, что у этих текстов есть автор - Михаил Жванецкий. Об этом стали узнавать лишь тогда, когда Михаил Михайлович сам стал выступать на сцене.

Времена идут, но мало что меняется. Мы по прежнему цитируем хохмочки, услышанные в телепередачах и не задумываемся, а кто же автор? Автор остается за пределами экрана, а титры в конце передачи мы, как правило, не читаем.

Один из таких людей любезно согласился дать нам интервью. Итак, знакомьтесь: Александр Геннадьевич Бачило. Писатель - фантаст, сценарист передач "О.С.П. - студия" и "Несчастный случай". Подробнее с его биографией и работами вы сможете познакомиться на его сайте bachilo.aha.ru

- Как случилось, что Вы вдруг начали писать рассказы?
- В детстве легко верится во всякие чудеса. К юным годам появляется нетерпение: почему со мной до сих пор не произошло ничего сверхъестественного? Смириться с обыденностью жизни в этом возрасте невозможно. Помню, чуть не плакал: ну хоть бы что-нибудь произошло, инопланетяне бы прилетели, динозавры бы вылезли из какой-нибудь дыры, пусть бы даже комета столкнулась с этой скучной планетой, лишь бы я увидел это своими глазами! Больше всего хотелось открыть в себе какую-нибудь необычную способность: телекинез, левитацию, телепатию, материализацию, хоть черта лысого, лишь бы не как у других! В таком состоянии некоторые начинают придумывать себе экстрасенсорные способности и потом до старости живут с репутацией мага и чародея, да и сами в это верят. Другие остаются честными перед собой, понимают, что никаких сверхъестественных способностей не бывает, инопланетяне не прилетят, динозавры вымерли, остается только воображать, что было бы, если бы вдруг… Вот тут-то малолетний мечтатель и превращается в начинающего фантаста. Конечно, если к этому времени он проглотил уйму книг, и выработал у себя какой никакой литературный стиль. Есть у меня тетрадка, исписанная вначале крупным ученическим, а затем все более убористым почерком. В ней самые первые творения, их немного, почти все незакончены, написаны с перерывами в несколько лет. Перечитывать это сейчас забавно, стыдно и трогательно. Только в 1983 году я впервые запечатал листочки с рассказом в конверт и послал в газету "Молодость Сибири". Так началась моя литературная "карьера".

- Сколько всего Вы написали книг и какая из них Ваша самая любимая?
- Начинал я с рассказов, как и все фантасты восьмидесятых. Тогда издать книжку фантастики было почти невозможно, появлялись только рассказы в различных журналах, в лучшем случае - в сборниках. Причем каждое такое появление немедленно становилось известным всей стране. "Прославиться" в те годы было легче, это сейчас книга, а то и серия книг может пройти незамеченной, а тогда достаточно было попасть одним рассказиком в сборник какого-нибудь Западно-Сибирского издательства - и ты известный фантаст. Моим первым сборником был "Снежный Август", составленный К. Миловым (псевдоним Нины Коптюг). Я тогда попал под одну обложку с Борисом Штерном и Аланом Кубатиевым, о чем могу теперь вспоминать с гордостью. Другим путем к публикации оказалась научно-популярная фантастика. Вдвоем с Игорем Ткаченко мы написали книжку "Программирование для мушкетеров", которая, по нынешним меркам, вполне может быть отнесена к жанру "Фэнтези", несмотря на легкий программистский налет. Книжка имела успех, и мы с разгона тут же написали и вторую фэнтези - "Пленники черного Метеорита", уже без всякого программирования.
Собственных моих книг было три (маловато, но, по крайней мере, в графомании, т.е. маниакальной "писучести", никто не обвинит): "Ждите событий", "Проклятие диавардов", "Незаменимый вор". Каждая дорога по-своему, ни одна до конца не устраивает. "Вор", пожалуй, наиболее совершенен в литературном отношении.

- Рост литературной карьеры у Вас был налицо, а что подтолкнуло к участию в телевизионных проектах? Неужели исчерпались "книжные" темы?
- Вера в чудеса, как я уже говорил, с возрастом проходит. Но потребность-то в чуде остается! Просто начинаешь понимать, что все нужно делать своими руками. Из всех доступных человеку рукотворных чудес наиболее ярким, блестящим, как погремушка, и с виду сладким, как леденец, является телевидение. А между тем, телевизор - тот же гроб. Кто один раз попал в этот ящик, того уже не вытащить. Мне до того нравились первые выступления команды КВН Новосибирского Университета, чрезвычайно смешные и всегда победные, что я, в конце концов, задавил свою гипертрофированную природную скромность, пришел в команду и нагло напросился, дескать, тоже могу, возьмите, дяденьки. Взяли. Так началась моя юмористическая, она же телевизионная карьера.

- Если можно, расскажите немного подробнее о Вашем участии в Новосибирских телевизионных передачах?
- Помимо победных выступлений в масляковском КВНе, команда НГУ организовала в Новосибирске телекомпанию "КВН-плюс" и снимала юмористические передачи. Всех названий и не упомнишь: "Раз в год" (эта программа стала прообразом московской "Раз в неделю", когда квн-щики рванули в столицу), "Золотая долина", "Вот, блин!", "Стресс-новости" (прообраз будущего "Несчастного случая") и т.д. и т. п. Как и все почти, кто участвовал в этих программах, я становился то автором, то актером, то постановщиком. Был даже довольно долго ведущим совершенно серьезной кулинарной передачи. Неплохая школа телевидения, в Москве она здорово пригодилась.

- Сейчас уже не секрет, что у команд КВН есть авторские группы, которые и сочиняют все тексты. Вы сочиняли шутки для команды НГУ с 1993 года. Тяжело выдавать "на гора" такое количество хохм, ведь игр у команд проходит очень много?
- Все строго наоборот: игр у одной команды в одном сезоне всего три - четверть-, полу- и финал (это в лучшем случае, если сразу не вылетит). Авторов очень много, особенно на первом этапе, когда создается вал шуток, затем уже, ближе к игре, остаются компактные группки, отвечающие за визитку, домзад, музыкалку и т.д. Вклад каждого автора оценивается не по количеству придуманных шуток (не так уж много их входит в одну игру) а по убойности (т.е. - качеству). Придумай один болт, который порвет зал (терминология, принятая в КВН), и будешь считаться мощным автором. Правда, слава достается, в основном, актерам. Я и сам произносил со сцены чужие шутки (не потому что хороших не написал, а потому что роль такая выпадала).

- Как случилось, что Вы стали писать сценарии для О.С.П.-студии?
- В девяностых годах телевизионных каналов стало много, они получили независимость и стали конкурировать друг с другом. Понадобились свежие творческие кадры, и ближе всего под рукой оказались КВН-щики. Лесин, Якубович, Парфенов, Марфин, Пельш, Кортнев, Бочаров, Лазарева и еще сотни бывших авторов и актеров КВН. Они вдруг оказались востребованными, и в скором времени уже во всю заправляли и "звездели" на ТВ. Я тоже попал в этот призыв, хотя и несколько позже перечисленных людей (не моя вина, судьба играет человеком). Даже самым ярким звездам нужны авторы (и Шендеровичу пишут, не все сам). О.С.П.-студия довольно долго соблазняла меня московскими гонорарами и перспективами и, наконец, соблазнила. Так началась моя столичная карьера.

- Работа над сценариями для О.С.П.-эшных передач - это было коллективное творчество? Кто выбирал тему, на которую надо шутить?
- Идеи генерировали все, темы возникали из жизни, из всего, что подмечал каждый. Актеры (Белоголовцев, Кабанов, Шац, Таня Лазарева) прекрасно умеют находить и копировать забавные характеры, манеры. Авторы (Антонов, Толоконников, Каганов и др.) вообще всю окружающую действительность видят особым образом, объяснить словами это невозможно, все равно, что рассказывать, почему анекдот смешной. Бочарик (Андрей Бочаров, он же Сынулька) - просто на все руки мастер - и автор, и персонаж, и режиссер, и предприниматель. В начале существования "О.С.П.-студии" основным автором был Вася Антонов - мощный мозг команды КВН "Магма". Помогал ему новосибирец Саша Толоконников. Затем подтянулись Леня Каганов и я. Много текстов присылала уральская команда из журнала "Красная Бурда". Настоящим кладом для программы стала тройка новосибирских авторов - Зверьков, Филиппов и Туханин, так называемые "Зверьки".

- Что сейчас происходит с О.С.П.-студией и увидим ли мы её в прежнем составе в новых проектах?
- Ей-Богу, не знаю. Акционерами фирмы являются Лазарева, Шац, Кабанов, Белоголовцев и Бочаров. Я слышал, что им делаются различные предложения, между ними происходят переговоры, в общем - бизнес. Чем все это кончится - неизвестно.

- Вы участвовали ещё в одной юмористической передаче (на канале Ren-TV) "Несчастный случай". Передача выходила еженедельно. Как это возможно - сочинять столько шуток? Ведь это, по сути, конвейер и никто не спрашивает, пришла к тебе юмористическая муза или - нет.
- Передачу "Несчастный случай" я считаю своим собственным детищем. Я холил и лелеял это чадо два года, как мог, до полного истощения. Это не значит, что я один писал все шутки, у меня были авторы-корреспонденты: Сергей Бирюков, Владимир Сергеев, Максим Донченко, Дмитрий Ефимович и другие. И все же волочь на себе основное бремя написания сценария приходилось самому. Зато я имел полную свободу и мог делать с передачей все, что угодно (правда, в рамках скудного бюджета, отсутствия реквизита и костюмов). У режиссеров А. Панкова и М. Беляндиновой эти эксперименты встречали понимание, а вот с руководством Ren-TV мы рубились (т.е. оно нас рубило, но терпело). Очень помогала душевная поддержка Леши Кортнева. Он первым смеялся над шутками и делал это очень искренне, что меня всегда ободряло.

- Как Вам работалось с Алексеем Кортневым? Ведь в одном из газетных интервью он заявил, что для него главное музыка, а на телевидении, и в программе "Несчастный случай", в частности, он работает исключительно ради денег.
- Это интервью было дано чуть ли не раньше, чем начала выходить программа. Любой проект на ТВ начинается, как коммерческое предприятие, нынче без денег и рак не свиснет. По-моему, сейчас Алексей относится к передаче не без ностальгии. Она принесла ему не только гонорар, но и способствовала определенной дальнейшей "раскрутке". Они это ценят, шоумены-то, не сомневайтесь!

- Что случилось с этой, по моему мнению, одной из лучших юмористических программ?
- Как сказал однажды генеральный продюсер канала Ren-TV, Дмитрий Лесневский, программу нужно закрывать на пике популярности. Интересный метод, хоть и небесспорный. Кроме того, нам было объяснено, что юмористические передачи больше не входят в концепцию канала - только сериалы. Ну, что ж, хозяин-барин. Впрочем, я и сам с удовольствием отдохну от работы, которая занимала у меня еженедельно трое суток без сна и отдыха, причем именно в выходные.

- Немалую часть своего творчества Вы посвятили юмору на телевидении. Как, по Вашему мнению, обстоят дела с этим самым юмором? Какие из существующих передач Вы бы назвали действительно смешными? Чтобы хотелось пожелать нашему телевидению в "юморопроизводстве"?
- Качественного юмора очень мало. Свежие струйки бьют в КВН-е, но там же немало и наивно-штампованного. В целом, конечно, Александру Васильевичу слава и почет - он кует кадры всего ТВ, и самые смешные шутки появляются именно в его программе. КВН не иссякнет, поскольку у него тысячи авторов. Любая другая юмористическая программа рано или поздно выдыхается. Удивляюсь "Городку". Снимать программу по схеме "Одна сценка - одна шутка" очень дорого и нетехнологично, зато шутки расходуются экономно. Правда и у них порой кончаются, приходится экранизировать анекдоты. Спасает мастерство Стоянова. Он здорово разыгрался за годы существования "Городка", и сейчас - вообще один из лучших актеров страны. А больше из юмористических передач и вспомнить нечего - все умерли. (Клоны "Аншлага" - это другой жанр, про них речи нет, хотя популярность в народе есть. У КВН-щиков принято подтрунивать над "Аншлагом" и "Смехопанорамосяном". На самом деле, КВН и "Аншлаг" просто обслуживают разные группы населения. И дай им Бог здоровьичка.)

- Работая в таком количестве юмористических передач, наверное, трудно подсчитать, сколько шуток и анекдотов Вы сочинили. Какие из них Вы считаете наиболее удачными, знаменитыми? Какие из них стали воистину народными?
- Есть такой эффект: как только вспоминают хорошую шутку, сразу пятьдесят человек уверенно приписывают себе ее авторство. Не хочу вступать ни с кем в полемику. Народ повторяет - и хорошо. А чтобы развлечь публику, могу пошутить на скорую руку: "Молочный комбинат "Милая Мила" в связи с банкротством переименован в "Дура я, дура"". Всего Вам доброго!

Спасибо Вам, Александр, за это интересное интервью. Желаем Вам дальнейших творческих успехов и интересных телевизионных проектов.
 
Алексей Блажиевский
16.02.02
 

Обсудите статью в зеленоградском чате

 
 
 

в выпусках:

Желтая метка реформы ЖКХ

Зеленоградский бизнес в Интернете-3

КВН в Зеленограде

Сделано на Планете обезьян

Городская локальная сеть: продвигаем бизнес-сайт

Будущее на улицах

Сенсационные события в городской локальной сети

Поговорим о расизме?

От зеленоградских велосипедистов

Его звали "Арлекино", а теперь?..

 

 

Copyright © 1999-2001 Вячеслав Русин и Игорь Розов
Copyright © 1999-2001 ПоЛе дизайн (дизайн)

ВЫХОДИТ С НОЯБРЯ 1999 ГОДА. ОБНОВЛЯЕТСЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.