ЗНАКОМЬТЕСЬ, АЛЕКСАНДР
БАЧИЛО По свету гуляет
множество анекдотов, шуток, пословиц и поговорок.
Кто их придумал? Народ! Но народ состоит из
отдельных людей и у каждого анекдота всё-таки
есть конкретный автор. Порой шутки и фразочки из
различных произведений соотносят с тем актером,
из чьих уст они были услышаны. Так было с цитатами
из монологов, исполняемых великим артистом
Аркадием Райкиным. Но долгое время никто не
задумывался, что у этих текстов есть автор -
Михаил Жванецкий. Об этом стали узнавать лишь
тогда, когда Михаил Михайлович сам стал
выступать на сцене.
Времена идут, но мало что меняется. Мы по прежнему
цитируем хохмочки, услышанные в телепередачах и
не задумываемся, а кто же автор? Автор остается за
пределами экрана, а титры в конце передачи мы, как
правило, не читаем.
Один из таких людей любезно согласился дать нам
интервью. Итак, знакомьтесь: Александр
Геннадьевич Бачило. Писатель - фантаст, сценарист
передач "О.С.П. - студия" и "Несчастный
случай". Подробнее с его биографией и работами
вы сможете познакомиться на его сайте bachilo.aha.ru
- Как случилось, что Вы вдруг начали
писать рассказы?
- В детстве легко верится во всякие чудеса. К юным
годам появляется нетерпение: почему со мной до
сих пор не произошло ничего сверхъестественного?
Смириться с обыденностью жизни в этом возрасте
невозможно. Помню, чуть не плакал: ну хоть бы
что-нибудь произошло, инопланетяне бы прилетели,
динозавры бы вылезли из какой-нибудь дыры, пусть
бы даже комета столкнулась с этой скучной
планетой, лишь бы я увидел это своими глазами!
Больше всего хотелось открыть в себе
какую-нибудь необычную способность: телекинез,
левитацию, телепатию, материализацию, хоть черта
лысого, лишь бы не как у других! В таком состоянии
некоторые начинают придумывать себе
экстрасенсорные способности и потом до старости
живут с репутацией мага и чародея, да и сами в это
верят. Другие остаются честными перед собой,
понимают, что никаких сверхъестественных
способностей не бывает, инопланетяне не
прилетят, динозавры вымерли, остается только
воображать, что было бы, если бы вдруг… Вот тут-то
малолетний мечтатель и превращается в
начинающего фантаста. Конечно, если к этому
времени он проглотил уйму книг, и выработал у
себя какой никакой литературный стиль. Есть у
меня тетрадка, исписанная вначале крупным
ученическим, а затем все более убористым
почерком. В ней самые первые творения, их немного,
почти все незакончены, написаны с перерывами в
несколько лет. Перечитывать это сейчас забавно,
стыдно и трогательно. Только в 1983 году я впервые
запечатал листочки с рассказом в конверт и
послал в газету "Молодость Сибири". Так
началась моя литературная "карьера".
- Сколько всего Вы написали книг и
какая из них Ваша самая любимая?
- Начинал я с рассказов, как и все фантасты
восьмидесятых. Тогда издать книжку фантастики
было почти невозможно, появлялись только
рассказы в различных журналах, в лучшем случае - в
сборниках. Причем каждое такое появление
немедленно становилось известным всей стране.
"Прославиться" в те годы было легче, это
сейчас книга, а то и серия книг может пройти
незамеченной, а тогда достаточно было попасть
одним рассказиком в сборник какого-нибудь
Западно-Сибирского издательства - и ты известный
фантаст. Моим первым сборником был "Снежный
Август", составленный К. Миловым (псевдоним
Нины Коптюг). Я тогда попал под одну обложку с
Борисом Штерном и Аланом Кубатиевым, о чем могу
теперь вспоминать с гордостью. Другим путем к
публикации оказалась научно-популярная
фантастика. Вдвоем с Игорем Ткаченко мы написали
книжку "Программирование для мушкетеров",
которая, по нынешним меркам, вполне может быть
отнесена к жанру "Фэнтези", несмотря на
легкий программистский налет. Книжка имела
успех, и мы с разгона тут же написали и вторую
фэнтези - "Пленники черного Метеорита", уже
без всякого программирования.
Собственных моих книг было три (маловато, но, по
крайней мере, в графомании, т.е. маниакальной
"писучести", никто не обвинит): "Ждите
событий", "Проклятие диавардов",
"Незаменимый вор". Каждая дорога по-своему,
ни одна до конца не устраивает. "Вор",
пожалуй, наиболее совершенен в литературном
отношении.
- Рост литературной карьеры у Вас был
налицо, а что подтолкнуло к участию в
телевизионных проектах? Неужели исчерпались
"книжные" темы?
- Вера в чудеса, как я уже говорил, с возрастом
проходит. Но потребность-то в чуде остается!
Просто начинаешь понимать, что все нужно делать
своими руками. Из всех доступных человеку
рукотворных чудес наиболее ярким, блестящим, как
погремушка, и с виду сладким, как леденец,
является телевидение. А между тем, телевизор - тот
же гроб. Кто один раз попал в этот ящик, того уже
не вытащить. Мне до того нравились первые
выступления команды КВН Новосибирского
Университета, чрезвычайно смешные и всегда
победные, что я, в конце концов, задавил свою
гипертрофированную природную скромность, пришел
в команду и нагло напросился, дескать, тоже могу,
возьмите, дяденьки. Взяли. Так началась моя
юмористическая, она же телевизионная карьера.
- Если можно, расскажите немного
подробнее о Вашем участии в Новосибирских
телевизионных передачах?
- Помимо победных выступлений в масляковском
КВНе, команда НГУ организовала в Новосибирске
телекомпанию "КВН-плюс" и снимала
юмористические передачи. Всех названий и не
упомнишь: "Раз в год" (эта программа стала
прообразом московской "Раз в неделю", когда
квн-щики рванули в столицу), "Золотая
долина", "Вот, блин!", "Стресс-новости"
(прообраз будущего "Несчастного случая") и
т.д. и т. п. Как и все почти, кто участвовал в этих
программах, я становился то автором, то актером,
то постановщиком. Был даже довольно долго
ведущим совершенно серьезной кулинарной
передачи. Неплохая школа телевидения, в Москве
она здорово пригодилась.
- Сейчас уже не секрет, что у команд
КВН есть авторские группы, которые и сочиняют все
тексты. Вы сочиняли шутки для команды НГУ с 1993
года. Тяжело выдавать "на гора" такое
количество хохм, ведь игр у команд проходит очень
много?
- Все строго наоборот: игр у одной команды в одном
сезоне всего три - четверть-, полу- и финал (это в
лучшем случае, если сразу не вылетит). Авторов
очень много, особенно на первом этапе, когда
создается вал шуток, затем уже, ближе к игре,
остаются компактные группки, отвечающие за
визитку, домзад, музыкалку и т.д. Вклад каждого
автора оценивается не по количеству придуманных
шуток (не так уж много их входит в одну игру) а по
убойности (т.е. - качеству). Придумай один болт,
который порвет зал (терминология, принятая в КВН),
и будешь считаться мощным автором. Правда, слава
достается, в основном, актерам. Я и сам произносил
со сцены чужие шутки (не потому что хороших не
написал, а потому что роль такая выпадала).
- Как случилось, что Вы стали писать
сценарии для О.С.П.-студии?
- В девяностых годах телевизионных каналов стало
много, они получили независимость и стали
конкурировать друг с другом. Понадобились свежие
творческие кадры, и ближе всего под рукой
оказались КВН-щики. Лесин, Якубович, Парфенов,
Марфин, Пельш, Кортнев, Бочаров, Лазарева и еще
сотни бывших авторов и актеров КВН. Они вдруг
оказались востребованными, и в скором времени
уже во всю заправляли и "звездели" на ТВ. Я
тоже попал в этот призыв, хотя и несколько позже
перечисленных людей (не моя вина, судьба играет
человеком). Даже самым ярким звездам нужны авторы
(и Шендеровичу пишут, не все сам). О.С.П.-студия
довольно долго соблазняла меня московскими
гонорарами и перспективами и, наконец,
соблазнила. Так началась моя столичная карьера.
- Работа над сценариями для
О.С.П.-эшных передач - это было коллективное
творчество? Кто выбирал тему, на которую надо
шутить?
- Идеи генерировали все, темы возникали из жизни,
из всего, что подмечал каждый. Актеры
(Белоголовцев, Кабанов, Шац, Таня Лазарева)
прекрасно умеют находить и копировать забавные
характеры, манеры. Авторы (Антонов, Толоконников,
Каганов и др.) вообще всю окружающую
действительность видят особым образом,
объяснить словами это невозможно, все равно, что
рассказывать, почему анекдот смешной. Бочарик
(Андрей Бочаров, он же Сынулька) - просто на все
руки мастер - и автор, и персонаж, и режиссер, и
предприниматель. В начале существования
"О.С.П.-студии" основным автором был Вася
Антонов - мощный мозг команды КВН "Магма".
Помогал ему новосибирец Саша Толоконников. Затем
подтянулись Леня Каганов и я. Много текстов
присылала уральская команда из журнала
"Красная Бурда". Настоящим кладом для
программы стала тройка новосибирских авторов -
Зверьков, Филиппов и Туханин, так называемые
"Зверьки".
- Что сейчас происходит с
О.С.П.-студией и увидим ли мы её в прежнем составе
в новых проектах?
- Ей-Богу, не знаю. Акционерами фирмы являются
Лазарева, Шац, Кабанов, Белоголовцев и Бочаров. Я
слышал, что им делаются различные предложения,
между ними происходят переговоры, в общем -
бизнес. Чем все это кончится - неизвестно.
- Вы участвовали ещё в одной
юмористической передаче (на канале Ren-TV)
"Несчастный случай". Передача выходила
еженедельно. Как это возможно - сочинять столько
шуток? Ведь это, по сути, конвейер и никто не
спрашивает, пришла к тебе юмористическая муза
или - нет.
- Передачу "Несчастный случай" я считаю
своим собственным детищем. Я холил и лелеял это
чадо два года, как мог, до полного истощения. Это
не значит, что я один писал все шутки, у меня были
авторы-корреспонденты: Сергей Бирюков, Владимир
Сергеев, Максим Донченко, Дмитрий Ефимович и
другие. И все же волочь на себе основное бремя
написания сценария приходилось самому. Зато я
имел полную свободу и мог делать с передачей все,
что угодно (правда, в рамках скудного бюджета,
отсутствия реквизита и костюмов). У режиссеров А.
Панкова и М. Беляндиновой эти эксперименты
встречали понимание, а вот с руководством Ren-TV мы
рубились (т.е. оно нас рубило, но терпело). Очень
помогала душевная поддержка Леши Кортнева. Он
первым смеялся над шутками и делал это очень
искренне, что меня всегда ободряло.
- Как Вам работалось с Алексеем
Кортневым? Ведь в одном из газетных интервью он
заявил, что для него главное музыка, а на
телевидении, и в программе "Несчастный
случай", в частности, он работает
исключительно ради денег.
- Это интервью было дано чуть ли не раньше, чем
начала выходить программа. Любой проект на ТВ
начинается, как коммерческое предприятие, нынче
без денег и рак не свиснет. По-моему, сейчас
Алексей относится к передаче не без ностальгии.
Она принесла ему не только гонорар, но и
способствовала определенной дальнейшей
"раскрутке". Они это ценят, шоумены-то, не
сомневайтесь!
- Что случилось с этой, по моему
мнению, одной из лучших юмористических программ?
- Как сказал однажды генеральный продюсер канала
Ren-TV, Дмитрий Лесневский, программу нужно
закрывать на пике популярности. Интересный
метод, хоть и небесспорный. Кроме того, нам было
объяснено, что юмористические передачи больше не
входят в концепцию канала - только сериалы. Ну,
что ж, хозяин-барин. Впрочем, я и сам с
удовольствием отдохну от работы, которая
занимала у меня еженедельно трое суток без сна и
отдыха, причем именно в выходные.
- Немалую часть своего творчества Вы
посвятили юмору на телевидении. Как, по Вашему
мнению, обстоят дела с этим самым юмором? Какие из
существующих передач Вы бы назвали
действительно смешными? Чтобы хотелось пожелать
нашему телевидению в "юморопроизводстве"?
- Качественного юмора очень мало. Свежие струйки
бьют в КВН-е, но там же немало и
наивно-штампованного. В целом, конечно,
Александру Васильевичу слава и почет - он кует
кадры всего ТВ, и самые смешные шутки появляются
именно в его программе. КВН не иссякнет,
поскольку у него тысячи авторов. Любая другая
юмористическая программа рано или поздно
выдыхается. Удивляюсь "Городку". Снимать
программу по схеме "Одна сценка - одна шутка"
очень дорого и нетехнологично, зато шутки
расходуются экономно. Правда и у них порой
кончаются, приходится экранизировать анекдоты.
Спасает мастерство Стоянова. Он здорово
разыгрался за годы существования "Городка",
и сейчас - вообще один из лучших актеров страны. А
больше из юмористических передач и вспомнить
нечего - все умерли. (Клоны "Аншлага" - это
другой жанр, про них речи нет, хотя популярность в
народе есть. У КВН-щиков принято подтрунивать над
"Аншлагом" и "Смехопанорамосяном". На
самом деле, КВН и "Аншлаг" просто
обслуживают разные группы населения. И дай им Бог
здоровьичка.)
- Работая в таком количестве
юмористических передач, наверное, трудно
подсчитать, сколько шуток и анекдотов Вы
сочинили. Какие из них Вы считаете наиболее
удачными, знаменитыми? Какие из них стали
воистину народными?
- Есть такой эффект: как только вспоминают
хорошую шутку, сразу пятьдесят человек уверенно
приписывают себе ее авторство. Не хочу вступать
ни с кем в полемику. Народ повторяет - и хорошо. А
чтобы развлечь публику, могу пошутить на скорую
руку: "Молочный комбинат "Милая Мила" в
связи с банкротством переименован в "Дура я,
дура"". Всего Вам доброго!
Спасибо Вам, Александр, за это интересное
интервью. Желаем Вам дальнейших творческих
успехов и интересных телевизионных проектов.