Из ЖЖ. Отсюда - http://izdato.livejournal.com/
( СМ. также - Книга «Иллюстрированная Конституция России» - http://novaart.livejournal.com/ )
***
Здравствуйте издающие и издаваемые, привет, авторы!
Меня зовут Максим, я человек новый в сообществе и, может, чего не знаю, но бросается в глаза обилие жаждущих издания авторов и заметное количество желающих получить работу иллюстраторов.
Собственно, я к тому, что ведь можно не ждать милости от издателей, а издать тираж самому и даже наладить продажу собственных книг совсем не хуже заправского издателя. Поскольку я так и сделал, то поделюсь некоторыми соображениями, вы уж извините, на примере нашей с художником Натальей Худяковой книги «Иллюстрированная Конституция России», издателем которой я и являюсь.
1) Маркетинг.
На мой взгляд, заранее следует грамотно определиться с темой издания, даже если подобная расчетливость и кажется неинтеллигентной, короче, если о теме постоянно говорят, то уже следует задуматься, как применить свои писательские или художественные навыки в популярном направлении. Поскольку я сам обучался в художественном училище, соответственно, не был писателем, то иллюстрирование книги каким-то образом следовало связать с интересной темой, не обладающей защитой авторским правом, к примеру, Конституцией России. Кстати, в тот момент на рынке было пятьдесят иллюстрированных Библий, которые не проходят в школах, и ни одной иллюстрированной Конституции, которую мало-мальски изучают в учебной программе, т.е. почти не было конкуренции.
К счастью, ситуация сложилась буквально по книге «Основы маркетинга» Филиппа Котлера: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
2) Юридическое оформление.
Совершенно необходимое дело – юридическое оформление. Для того, чтобы выйти на рынок, даже и книжный, нужно стать индивидуальным предпринимателем (ИП), либо зарегистрировать фирму. Я предпочел ИП, но, по ряду причин, скажу, что лучше бы я сразу зарегистрировал юридическое лицо, впрочем, для начала не суть важно, особенно, если автор, он же издатель, один. Сразу скажу, что мало какой серьезный магазин возьмет книги обычного гражданина, тем более без расчетного счета. Например, московская «Молодая гвардия» и «Библио-глобус» берут книги напрямую от авторов, но только от ИП или юридических лиц, а прибыль переводят безналичными деньгами.
3) Печать.
Я упускаю тему верстки книги и художественного оформления, потому что подобным навыком мы обладали сами, так же как писатели желающие издавать свои книги должны уметь эти книги писать. Короче, напечатать книгу сможет любая типография, даже если Вы не являетесь ни частным предпринимателем, ни юридическим лицом, но есть одна особенность, - даже, казалось бы, небольшая разница в цене печати книги может стать фатальной. Дело в том, что пройдя цепочку от Вас, через дистрибьюторов (о них я скажу поpже) и магазины, до потребителя, книга прибавит в цене в несколько раз, в результате «лишний» доллар превратится в несколько лишних долларов, что почти наверняка снизит количество покупателей. Следует выбирать как можно дешевле, я, например, работаю с типографией из Можайска, так как типографии в Москве незначительно, но дороже региональных, надо сказать, пришлось разослать не один десяток электронных писем с просьбой рассчитать тираж, что бы найти наилучший вариант. Да, следует обязательно получить в книжной палате ISBN (штрих-код) на книгу, он недорогой и быстро делается.
4) Самостоятельные продажи VS Книжные дистрибьюторы.
Когда я, уже издав книгу, явился с ней в «Московский Дом книги» на Арбате, то товароведы мне в достаточно категоричной форме отказали в работе напрямую, вручив визитку, по их мнению, надежного книжного посредника - дистрибьютора «У Сытина». Кстати, это мировая практика книжных сетей – не работать напрямую с издателем, с похожей проблемой столкнулся в Европе издатель Мещеряков. Вот тут я понял, что допустил ошибку, надо было заранее знакомиться с дистрибьюторами, но я лишь смутно знал про их существование и зачем они нужны. Короче, я написал письма нескольким дистрибьюторам и не получив ответа, решил продать самостоятельно, ведь у меня лежала груда этой самой «Иллюстрированной Конституции», кроме того, я был страшно горд изданием, однако, намучавшись с мелкими магазинами, исчезающими торговыми точками, книжными выставками и ярмарками я пришел к выводу, что мне форменный конец. По сути, мне говорили, что никакая «Иллюстрированная Конституция» в России не нужна, я, впав в полное отчаяние, взял раздвижной столик и отправился к магазину «Библио-Глобус» продавать самостоятельно, и встал на улице, недалеко от музея Маяковского, надо сказать, я был вежлив с торгующей там публикой, не бычил, а спросил разрешения присоединиться. Каждый час у меня покупали по книге, и очень быстро я понял, что, похоже, все не так и хреново. Проторговав, к ужасу моих родителей и друзей, два с небольшим месяца (октябрь-ноябрь) на улице я распродал около половины первого тиража, а он составлял тысячу экземпляров, и написал еще одно письмо дистрибьютору «Книжный клуб 36,6» с результатами продаж и они решили попробовать.
5) «Самиздат», типа итог.
В общем, за год, а вся эта эпопея длилась год, вышло два тиража «Иллюстрированной Конституции», причем второй тираж финансировал сам дистрибьютор, по нашим с ними подсчетам, есть ежегодный устойчивый спрос на пять тысяч экземпляров, что и подтвердили итоги 2013 года. Готовлю третий тираж сам, причем традиционно себе являясь издателем. А по поводу прибыли, так лишний доллар, а то и полтора с книги не помешает, тем более с пяти тысяч книг, верно? Да и приятно, что книга издается и переиздается.
P.S.
Надеюсь, что безутешным писателям и отчаявшимся иллюстратором мой небольшой опыт поможет, иногда лучше рискнуть.