Я помню беседы с космонавтами. Героизм первой сотни никем даже не оспаривался! Нил умудрился отличится, когда смог остановить вращение корабля - самообладание и работоспособность!
Он приступил к тренировкам и в августе 1965 г. дублировал Гордона Купера (Leroy Gordon Cooper), командира Gemini-5, a 16 марта следующего года стартовал в качестве командира экипажа на Gemini-8 вместе с Дэвидом Скоттом (David Randolph Scott). За 1 час 40 минут до этого на орбиту отправилась ракета-мишень Agena. Им предстоял трехсуточный полет, стыковки, расстыковки, выходы в открытый космос, полеты Скотта с реактивным ранцем... Через семь часов после запуска впервые в истории космонавтики астронавты произвели ручную стыковку с мишенью. Но вскоре Скотт, контролировавший положение корабля по указателю горизонта, с тревогой обратился к своему командиру: «Нейл, мы накреняемся». Связка аппаратов потеряла устойчивость и стала быстро вращаться. Как назло, космический корабль в этот момент шел над Индийским океаном, и связь с Землей отсутствовала. Рассчитывать приходилось только на свои знания и опыт.
Армстронг остановил вращение — но ненадолго. Скотт отключил двигатели ракеты, но это не помогло. Двигатель № 8 Gemini сам по себе включался и выключался. Расход топлива рос угрожающими темпами...
Командир вручную включил двигатели системы ориентации и снова приостановил вращение. Однако после их выключения оно возобновилось. Решив, что источник дестабилизации — Agena, Нейл отстыковал корабль, однако тот стал вращаться еще быстрее — как волчок, делая почти 60 оборотов в минуту. Это было ошибкой, но командир боялся, что сломается стыковочный узел. Ситуация становилась все более опасной. Вышедший из-под контроля Gemini мог столкнуться с наполненной горючим ракетой-мишенью и взорваться. Надо было срочно искать выход.
Армстронг не потерял самообладания и, опробовав несколько вариантов стабилизации аппарата, пошел на риск, задействовав резервные двигатели, предназначенные для управления кораблем на этапе спуска. Если бы топливо в этих двигателях оказалось перерасходованным, то его не хватило бы для ориентации Gemini при спуске с орбиты. Спускаемый аппарат вошел бы в плотные слои атмосферы под нештатным углом и сгорел дотла.
К счастью, риск оправдался — корабль стабилизировался, и командир повел его на вынужденную посадку. Астронавты приводнились в «запасном» районе Тихого океана, в 600 милях южнее Йокосуки. но спасательные команды сработали блестяще, и через 3 часа после приводнения Армстронг со Скоттом были уже на борту эсминца Leonard Mason.
почитайте здесь:
http://astroera.net/content/view/312/82/1/1/