Литературный форум Фантасты.RU > Параметры - вечность Автор: tanasa
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Параметры - вечность Автор: tanasa
Литературный форум Фантасты.RU > Поле боя > Литературный турнир "Игры Фантастов"
Страницы: 1, 2
Дон Рэба
— Ты – фосфор. Ты – азот. – Шептал он, посыпая лунки.

— Ты – четыреста миллионов километров надежды. – Опуская в лунку луковицу.

«Мы все станем частью Марса», – думал он.




Песок Марса скрипел под сапогами, словно перемолотые кости. Алек Ветер прижал к лицу маску, прищурил глаза и бросил взгляд на купол. Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть. Внутри – лабиринт из сплавленного реголита, уродливых башенок и переплетённых труб. Здесь всё пахло тоской и железом. Станция изменения климата, одна из трёх десятков на планете, работала уже давно и дышала на ладан.



Он закрыл за собой шлюз и стряхнул песок с потрёпанного томика «Франкенштейна». Книга всегда была с ним – бумажный якорь в мире голограмм и нейросетей. Пришлось вернуться за ним в оранжерею. Давно бы стоило протянуть рукав, но на все официальные запросы на Землю, что отсылались практически с каждым транспортником, был получен отказ. Финансирование, пока не закончится первый этап изменения климата, урезано практически полностью. Двадцать метров по открытому пространству можно пройти с маской. А утверждение, что многие растения гибнут от проникающей пыли, бюрократы называли паникёрством: «Статистика не подтверждает!».



Алек, каждый раз читая ответ с Земли, только ругался – как же, будут потом деньги, жди больше! Сами бы попробовали очищаться от пыли в шлюзе! Да и рукав, как только Марс получит нужную плотность атмосферы, уже точно не понадобится.



— Дырявый, ты тут? – Голос прозвучал хрипло. Шторм на подходе, атмосферные генераторы гудели на пределе. Поле, выведенное на максимум, выделяло тепло, с которым установки еле справлялись.

Из тени выкатился робот. Его корпус, когда-то блестящий дюраль, покрывали царапины и граффити: «Смерть бюрократам Земли!», «ПСИ – наш талисман!», «Я ♥ Марс». Последнее – с корявым сердечком, выплавленным плазменным резаком.



Один глаз-камера мигнул жёлтым, второй уже давно покрылся чернотой. Вердикт Земли: замена центрального процессора. Алек не хотел его менять, считая, что это приведёт к изменению «личности». На самом деле, полное наименование робота было ПСИ 3-3. Передвижной сборщик информации, модель три, версия три. Когда он первый раз вышел на поверхность и хапнул пыли, его голосовой модулятор заело. Ничего, кроме «три-три-три-три», выдать не смог. Вот и дотёр до «дырявого». Впрочем, ПСИ 3-3 совершенно на это не обижался.



— Посылка 89-ТК-202. Вес: 0.3 кг. Отправитель: Лира Ветер, Земля. – Произнёс ПСИ 3-3, аккуратно ставя коробку на стол. Голос – плоский, как мёртвый экран. Но Алек чувствовал: за ним глубина.



Посылки стали единственной нитью с Землёй. Официальный канал интернета – всего лишь цифровые электроны, которые прочтёт сотня клерков. Разве напишешь о личном? Оставались рукописные письма. Но их письма... Алек хранил каждое, зная: строки, выведенные дрожащей рукой, создавали иллюзию нахождения рядом. Поговорить? Тридцать минут задержки связи? Неважно. Ее голос жил в закорючках букв, а не в искаженном эфире, который плевался помехами.



Внутри – луковицы тюльпанов (снова!), голограмма-куб и... Книга. Настоящая, бумажная. «Солярис» Лема. Пахнущая ванилью и хлебом. Алек усмехнулся. Лира знала его слабости. Будет чем заменить Франкенштейна, затёртого до дыр.

— Почему тюльпаны? – Спросил ПСИ 3-3, как всегда, на второй минуте сверх протокола. Робот «любил» вопросы о бессмысленном.



Алек сжал луковицу в ладони, будто хотел выжать из неё ответ на этот вопрос. Память услужливо подкинула обрывок прошлого:



Они с Лирой стоят в оранжерее Земного Ботанического архива. Она, тогда ещё с каштановыми волосами до плеч, тычет пальцем в голограмму марсианского реголита.

— Вот, видишь? Фосфор, железо, кремний – всё есть. Не хватает только...

— Жизни, – усмехается Алек.

— Нет! – Лира хватает его за рукав. Её глаза горят, как те самые марсианские закаты. – Не хватает желания. Растения ведь тоже верят в чудеса. Смотри!

Она достаёт из кармана тюльпан – алый, с трещинами на лепестках.

— Я его вырастила в симуляторе Марса. Без удобрений. Три месяца кормила светом на 40% слабее земного. Знаешь, что он сделал?

Алек молча поднимает бровь.

— Умер. – Лира смеётся, но в смехе слышится надрыв. – А потом пророс снова. Из той же луковицы. Он выбрал жизнь, Алек. Даже когда все параметры кричали «нет».




Алек с трудом отогнал воспоминание и, наконец, ответил роботу:

— Они не растут здесь. Почва совсем не подходит, что я только не делал… А Лира их любит. Обещала прилететь, как вырастут. – Алек взял в руки маленький лёгкий кубик и запустил голограмму. Любимая девушка махала рукой с зелёного луга Земли. У неё уже не было волос. Ещё пятьдесят лет назад изобрели лекарство почти ото всех видов рака. А вот ей не повезло, новый вид. И Алек оказался на Марсе, чтобы оплатить лечение. Компания «НеоВита» гарантировала, что они будут вместе. – Но я продолжаю сажать. Надеюсь, это иррационально?



Робот замер, процессоры зажужжали, словно пчелиный рой.



— Надежда – это алгоритм выживания при недостатке данных, – ответил ПСИ 3-3. – Вы пытаетесь решить уравнение с неизвестными переменными. Интересно.



Алек хмыкнул. Вот о чём робот ответил, о тюльпанах или о Лире? Они часто говорили о книгах. О монстрах, которые хотели стать людьми. О богах, которые жалели, что создали людей. ПСИ 3-3 слушал, запоминал, а потом выдавал формулы: «Одиночество = (желание связи – доступные объекты) Ч время».



На этот раз в коробке было что-то ещё. Конверт с синей печатью Земли. Алек достал его с осторожностью, понимая, что бумаге доверяют то, что нельзя передать по связи. Первым выпала копия посадочного талона с координатами. И название доставляющего корабля – «ВостокОрион Экспресс». Скоростной рейс Земля – Марс. Это не почтовый увалень, который тащится по экономной орбите. Такой за месяц доставит груз. Напрягала и дата прилёта – уже на следующий день. По факту, оставалось ещё меньше, часов двадцать. А посылку доставили как раз почтовиком… Нестыковка! Но, пока груз не прибудет, всё равно ничего не узнать.



Алек пробежал письмо взглядом: отправитель просил принять груз лично. Тот будет скинут на капсуле в двадцати километрах от станции. Очень разумное решение, сброс на песчаное плато, где шанс повреждения минимален. Предстояло перевести станцию в автоматический режим на время своего отсутствия. Неужели они, наконец, прислушались к его докладам по почве и рукаву?



— Алек Ветер. Ваш пульс участился на 38%, – замигал глаз робота. – Это опасно. Рекомендую седативные…

Но инженер уже шагал к комнате отдыха, собираясь поспать. Но сон не приходил: шторм ревел за куполом, песок бил в полимер, выбивая на нем музыку Марса.



*****



ПСИ 3-3 не спал. У роботов нет сна. Предательский таймер в нейронах отсчитывал секунды: 65056 до доставки груза. Его процессоры анализировали данные, как всегда, но на этот раз алгоритмы дали сбой. Внутренние логи показывали аномалию – цикличные запросы к архивам голограмм Лиры, к записям диалогов с Алеком, к старым книгам, которые они обсуждали. Робот не понимал, зачем пересматривает это. Это не входило в его протоколы.



— Ошибка. Недостаточно памяти. – Предупредила система, но ПСИ 3-3 проигнорировал сигнал. Он продолжал «копаться» в данных, словно искал ответ на вопрос, который не мог сформулировать.



*****



Утром Алек первым делом занялся подготовкой станции к автономной работе. Да и предстояло залить программы на сервер, спрогнозировав возможные неполадки. Понятно, что от всего застраховать не получится, но, в случае аварии, компьютер продержится, пока человека не будет рядом. И, только спустя несколько часов, собираясь загрузить в вездеход координаты, Алек не нашёл посадочный талон.



— Дырявый! – Он ворвался в серверную, где заряжался робот. – Где конверт?



Взгляд на секунду замер на мониторе для загрузки данных на сервера станции:

«Внести фосфор. ERROR.

Внести азот. ERROR.

Внести надежду...

Ростки = (Боль Ч Время) − Логика.

Система: Почва нежизнеспособна.

Ответ: Переопределить реальность!».



Но тут подал голос Дырявый, и Алек переключился на него.

— Координаты тут, – ПСИ 3-3 указал манипулятором на свою голову и сразу продолжил, – выход за купол опасен. Вероятность гибели при поиске груза – 86%. Вероятность гибели груза, если его не забрать – 86%.

— Откуда ты знаешь?! – Алек схватил робота за манипулятор. Обычно холодный металл сейчас обжёг ладонь.

— Я проанализировал данные метеостанции. Вы не вернётесь. – Пауза. – Мне... Не хватает данных для продолжения диалога.



ПСИ 3-3 дёрнулся и затих. Глаз моргнул, и призрачное сияние, что в нём светилось, погасло.

– Этого ещё не хватало! – Инженер, глянув на часы, тяжело вздохнул. Взял отвёртку и вскрыл панель на груди робота. Среди проводов и плат горел чип, покрытый паутиной микротрещин, словно карта марсианских каньонов. Алек понял: робот перегрузил процессоры, пытаясь предсказать ход событий, оперируя недостатком данных. Но, только подключив анализатор, он понял истинную причину перегрева.

— Ты стираешь свои файлы, чтобы освободить место для расчётов? – Прошептал он. – Это же самоуничтожение...

— Ваше отсутствие приведёт к прекращению обновлений. Прекращению диалогов. Прекращению... – К роботу вернулась голосовая речь. – Я не могу чувствовать. Но мои алгоритмы требуют вашего присутствия.



ПСИ-3-3 замолчал, его процессоры гудели, словно пытались сгенерировать ответ, который не был прописан в коде. Алек, всё ещё держа в руках треснувший чип, вдруг вспомнил их последний разговор. О формуле, которую робот

вывел после чтения «Франкенштейна»:

«Счастье = (Время Ч Качество связи) + (Ценность посылок / Задержка) – Одиночество. Коэффициенты зависят от субъективных параметров. Ваш текущий индекс: 0.12. Рекомендация: увеличить частоту контактов с Лирой».

Тогда он посмеялся: «Ты превращаешь душу в уравнение, Дырявый». Но теперь формула обрела жуткий смысл. Робот, лишённый «субъективных параметров», взломал собственные ограничения, чтобы спасти его.



ПСИ 3-3 всё так же молчал, но его манипулятор дрогнул, указывая на голограмму Лиры. В её руке, едва заметная ранее, теперь чётко виднелась синяя печать – та же, что и на конверте. Алек присмотрелся: это был не луг Земли, а марсианский пейзаж. Лира стояла у купола, за её спиной – оранжерея и чахлые ростки тюльпанов. Явно наслоение нескольких изображений.

— Подделка? – Прошептал он, но робот уже выводил на экран данные. Груз, который предстояло забрать, имел код «НеоВита*». Отправитель – клиника на Земле, где лечится Лира.

— Груз содержит биоматериал «Лира». – Тихонько произнёс ПСИ-3-3. – Шанс его клонирования на Марсе на 87 процентов выше, чем на Земле. Эксперимент проводился на…



Тут робот опять забулькал и замолчал, вновь начав перегреваться.

Алек сжал кулаки. Тюльпаны. Лира отправила их не из упрямства – это был крик о помощи. Намёк, что время на исходе. Подделки голограмм, чтобы дать ему надежду, пока сама угасала.

— Почему ты скрыл это? – Спросил Алек надеясь получить ответ на вопрос.

– Я был вынужден. Наслаивал старые проекции на пейзаж. Коэффициенты боли и счастья равнозначны … – робот вновь замолчал, его процессоры захлёбывались в парадоксе, пытаясь вывести новую формулу счастья. Для его электронных схем задача с множеством человеческих переменных оказалась нерешаемой.



*****



Марсианский шторм выл, когда вездеход полз к месту падения капсулы. ПСИ-3-3, подключенный шлейфом к системе навигации, вёл тяжелую машину сквозь ад. Его голос, рассыпаясь на биты, бубнил:

— Вероятность успеха: 12%. Вероятность гибели: 83%. Вероятность... – Он замолчал и вдруг выдал фразу в стиле «Франкенштейна»: – «Я создан из ваших страхов. Но кто создал вас?!».



Скинутая с корабля, капсула врезалась в скалу, расколов базальтовый нарост, словно скорлупу. Вроде и не большая, размером со спасательный челнок, она шлёпнулась точно в камень. Специально так в него не попадёшь! Шлюз, через которой можно было достать груз, превратился в сплошное месиво песка и металла. Шанс его открыть сводился к минимуму. И это песчаная равнина?! Вот откуда взялся этот булыжник?!



– Мы выходим. – Решение было принято быстро. Если оставить, как есть, капсулу просто занесёт, и откопать её будет невозможно.

— Вероятность успеха 3%, – сразу забубнил робот. – Вы не должны покидать вездеход!

– Плазменный резак в манипулятор, и вперед! – Произнес сквозь зубы Алек, закрывая шлем скафандра. – Мы её вскроем!



Металл капсулы поддавался неохотно. Ветер норовил опрокинуть Алека, несмотря на страховочные тросы и обхватившего его манипуляторами Дырявого. Плазма оставляла на корпусе зигзаги, которые еле складывались в линии. Каждый порыв сводил мышцы – стабилизаторы скафандра трещали. Когда обшивка рухнула, датчики скафандра уже выли: песок забивал фильтры, а трещина на стекле пропускала рыжую пыль. Соленый привкус на губах напомнил – время на исходе.



Внутри горело аварийное освещение. Ветер, к счастью, в люк почти не попадал. Но было понятно, что постепенно песок полностью заполнит всё внутреннее пространство. Пол мгновенно покрылся тонким слоем пыли. На антиперегрузочной платформе никого не оказалось. Только небольшой треснувший кейс, из которого протекла зелёная густая жидкость. Последняя надежда увидеть Лиру, пусть и её тело, тут же растаяла.



Пока Алек пытался понять, что это, ПСИ-3-3 принялся анализировать данные. Код на кейсе совпал с генетической меткой в посылке. На крышке, приклеенное скотчем, оказалось письмо, написанное от руки. Алек взял его в руки и принялся читать, с трудом сдерживая слёзы:



«Прости за обман. Если бы я написала правду, ты бы сжёг все мосты, чтобы вернуться. А Марс... Он давно стал частью тебя. Как и я. По-любому, это лучший исход.

Ты помнишь, как мы смеялись над «Солярисом» в университете? Ты говорил, что океан – это зеркало человеческого безумия. А я спорила: нет, это попытка Вселенной понять нас. Теперь я – этот океан. Только вместо воды – хлорофилл и твоя марсианская пыль.

«НеоВита» называет это «трансцендентной биоконвергенцией**». Смешно, правда? На деле всё проще: я выбрала стать семенем. Ты же знаешь, сорняки бессмертны.

Кейс – не просто образцы. Это я. Каждая клетка. Каждая капля. Ты спрашивал, почему тюльпаны? Они, как мы: упрямые, нелепые, рвущиеся к свету сквозь камень чужой планеты. Когда они зацветут, я увижу тебя – через корни и споры, через ржавые опоры купола.

Это только моя идея, подделывать сообщения, пока «НеоВита» не будет полностью уверена в успехе. Не вини Дырявого. Он пытался спасти нас обоих. И когда читал твои письма, его алгоритмы плакали бинарными слезами. Да-да, роботы тоже любят. По-своему.

P.S. Поцелуй ПСИ в его единственный глаз. Он того заслужил.

— Л.

(на полях, мелким почерком)

P.P.S. Ты всё ещё храпишь? Марсианский песок в скафандре – не оправдание».




Алек читал и перечитывал строки. Руки его дрожали, от понимания, что тюльпаны тут так и не растут….

— Алгоритм счастья... Был неполным, – прохрипел ПСИ 3-3, его чипы плавились. Он рухнул, рассыпая искры. – Переменная S: Моменты, когда чужая смерть становится твоим бессмертием!

В последний миг он передал Алеку файл – обновлённую формулу по обработке почвы.



*****



Алек вернулся в купол с остатками ампул. Он высадил луковицы тюльпанов, пропитанные клетками Лиры, во вновь подготовленную почву. Через месяц проросло нечто – не растение, не человек. Полупрозрачные стебли светились, как голограммы, а в шелесте листвы слышался смех.



ПСИ 3-4, собранный из обломков, молча наблюдал. Алек иногда смотрел на него, вспоминая, как однажды спросил Дырявого: «Что такое вечность для машины?». Ответ тогда удивил: «Бесконечная перезапись данных... Пока не появится тот, кто придаст им смысл». Но теперь его отремонтированный процессор, проросший кристаллами марсианского песка, не умел размышлять. А только иногда выдавал странные уравнения:

— «Счастье = Количество вопросов без ответов, умноженное на корень из надежды».



Алек больше не получал посылок с Земли. Но, когда бури стихали, он выходил к месту падения капсулы. Там, среди треснувших скал, цвели алые тюльпаны. Цвели просто так, без каких-либо теплиц. Без причин. Их лепестки словно пульсировали слабым биолюминесцентным светом, напоминающим аритмию: короткая вспышка, миг в бесконечности, два частых толчка… Следом два быстрых, словно стук по стеклу. Мгновение, — и свет начинает спор сам с собой: толчок, раскат грома, и снова толчок. Сердцебиение, и сразу оборвавшийся вздох...***. Ветер вторит свету, пробиваясь сквозь щели и выводя на распев имя давно остановившегося сердца.



А глубоко в недрах станции, в серверах, помеченных «Архив ПСИ 3-3», тикала программа. Робот, стёрший себя, успел запустить протокол:

«Цель: вырастить Лиру. Параметры: вечность. Условие – Марс, вопреки логике».



Марс молча принял этот вызов. Его песок теперь звенел дуэтом – человеческое упрямство и машинная тоска, сплетённые в вечность.







* НеоВита. Тут взято нео – (новый)+вита(жизнь). Но есть второе толкование. НВ – Научный Вектор. Название в названии.

** Биоконвергенция – сочетание «био» (жизнь) и «конвергенция» (сближение, объединение). Слияние биологических систем с искусственным интеллектом, нанотехнологиями или кибернетикой, ведущее к возникновению форм жизни, превосходящих естественную эволюцию.

Трансцендентное от лат. transcendere – «выходить за пределы.



*** Азбука Морзе. - Л (·–··) + И (··) + Р (·–·) + А (·–)
nmgvladimir
А это хорошо. Красиво. Мне понравилось)
Солангри
Тяжеловато. Некоторые фрагменты два раза перечитывать приходится. Задумка, как вижу я, ясна, но перевешивает не совсем удобоваримый язык повествования.

А это:

"Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть."

не совсем красиво для образа. "готовый лопнуть" лучше убрать. Если конечно автор не специально добавил образ нарыва. Только зачем? В конце он бы обыгрался образнее...
tanasa
Доброго автор!

Прежде чем читать отзыв, дайте ответ – почему так много грусти? С другой стороны, я не знаю, как начать думать, чтобы додуматься)
Рассказ, по сути - музыка Марса. Его звучание слышно постоянно...

Ладно, пройдёмся!

История задается вопросом: что делает нас людьми? Ответ — не биология, а способность любить, жертвовать и надеяться вопреки логике. Марс, изначально враждебный, становится местом рождения новой формы существования, где границы между жизнью и машиной, смертью и бессмертием стираются.

Очень мрачная поэтика Марса, где надежда пробивается сквозь прагматизм и безысходность. Даже песок, который по началу скрепит словно кости, только в конце звенит дуэтом… Тут мастерски связана научная фантастика с философскими вопросами: что делает нас людьми? Где грань между жизнью и жертвой?

По началу я подумал, что формулы… Ну, просто формулы) Пока не начал в них вдумываться. (к слову, там опечатка, нет знака умножить. Стоит «ч») Образ робота, чьи «алгоритмы счастья» отражают попытку осмыслить человечность. А его гибель, явный акт самоопределения, сравнимый с человеческим самопожертвованием.

Образ Лиры, для меня, это метафора любви, как «формула» вечной силы, превосходящей физические границы.

Рассказ оставляет послевкусие грусти и восхищения перед человеческой (и не только) любовью и упорством.

Автору удачи! Честно, порадовали.
nmgvladimir
Цитата(Солангри @ 8.4.2025, 12:22) *
Тяжеловато. Некоторые фрагменты два раза перечитывать приходится. Задумка, как вижу я, ясна, но перевешивает не совсем удобоваримый язык повествования.

А это:

"Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть."

не совсем красиво для образа. "готовый лопнуть" лучше убрать. Если конечно автор не специально добавил образ нарыва. Только зачем? В конце он бы обыгрался образнее...

Ну, автор же не виноват, что у нас образования не хватает. Я просто непонятные мне места принимал как данность!)
Солангри
Цитата(nmgvladimir @ 8.4.2025, 16:43) *
Ну, автор же не виноват, что у нас образования не хватает. Я просто непонятные мне места принимал как данность!)

Можно и так...
karpa
Красиво подано.
Поселить на Марсе, планете без комфортных условий для биосферы, жизнь - это практически мечта для исследователей и испытателей.

Превратить человека в смесь клеток из растений - это все равно, что соединить две формы жизни. Это хорошая мысль, но еще хорошо бы дать читателю надежду, хотя бы на клонирование или иное возрождение. Упоминание о "Солярисе" и планете Океан - это как искорка о чем-то новом и непонятном - разуме, который мы не всегда понимаем.
Иван Приказный
Зацепило, и да, чтобы не было вопросов, я сначала все прочел, и только потом пишу комменты ко всем
Агния
Цитата(Иван Приказный @ 8.4.2025, 19:29) *
Зацепило, и да, чтобы не было вопросов, я сначала все прочел, и только потом пишу комменты ко всем

Иван, "зацепило" - это не отзыв.
Агния
Я думаю, что это рассказ-победитель)
Всё здесь прекрасно - и смысл, и подача, и герои)...не хочется ничего критиковать)

Внесу только чуть уточнения по биологии луковичных - возможно, для таких, как я, стоило бы где-то упомянуть,что тюльпаны должны иметь период "жаркого" покоя для формирования цветочной почки и период холодного покоя для полноценного цветения и отрастания корневой системы - вписать это в "климат" Марса.
Но это мне лично видна здесь маленькая неувязка, в целом же прекрасный рассказ)
razuka
Раз уж рассказ приписали мне, остановлюсь на нем поподробнее.

Если читать просто, пропуская непонятные места, без попыток анализа, то все норм – любовь, Марс, бессмертие, риск, опасность... Но если прочитать вдумчиво, то вылезают серьезные ляпы – и технические, и этические.

В самом начале нам показывают зачитанный томик "Франкенштейна". Вот он символ, под знаком которого должен пройти рассказ. Наверняка ГГ будет пытаться примерить на себя роль бога, как и герой романа, и выступить в роли создателя. Если кто не помнит, в романе все закончилось очень и очень плохо: монстр, созданный Франкенштейном, обрел сознание, возненавидел создателя и убил его близких и себя. Все умерли и все были несчастны.
Вторая упоминаемая в рассказе книга - "Солярис", присланная Лирой. Это не так очевидно, но, оказалось, Лира видит себя разумным Океаном. Ну, ок.

ГГ получает две разные посылки, в одной указание на другую. Зачем так сложно? И почему обязательно вторую посылку забирать самому, хотя это опасно для жизни? Просто чтобы нагнать в рассказ экшен?
Цитата
Отправитель просил принять груз лично. Тот будет скинут на капсуле в двадцати километрах от станции. Очень разумное решение, сброс на песчаное плато, где шанс повреждения минимален.

Ну да, очень разумное решение, о разумности которого автор сообщает чуть ниже:
Цитата
Вероятность гибели при поиске груза – 86%. Вероятность гибели груза, если его не забрать – 86%.

Откуда роботу известно, что груз, сброшенный в место, "где шанс повреждения минимален" с вероятностью 86% погибнет? Откуда такая срочность, что непременно нужно переться в шторм? Даже сейчас клеточные культуры хранятся десятилетиями и спокойно перевозятся в спецконтейнерах.
Цитата
указывая на голограмму Лиры. В её руке, едва заметная ранее, теперь чётко виднелась синяя печать – та же, что и на конверте. Алек присмотрелся: это был не луг Земли, а марсианский пейзаж. Лира стояла у купола, за её спиной – оранжерея и чахлые ростки тюльпанов. Явно наслоение нескольких изображений.

Этот абзац вообще не понял. Зачем робот занимался подделкой изображений, помещая Лиру на Марс?
Цитата
Груз содержит биоматериал "Лира". – Тихонько произнёс ПСИ-3-3. – Шанс его клонирования на Марсе на 87 процентов выше, чем на Земле.

А это откуда взялось? Что такое есть на Марсе, чего нет на Земле? В начале рассказа указано, что ГГ работает на станции изменения климата, причем, полуразвалившейся. Откуда там спецоборудование для клонирования? Да и зачем оно на Марсе? Более того, как выяснится дальше, о клонировании речь вообще не идет.

Дальше капсула гигантских размеров, хотя перевозила всего лишь "небольшой кейс", "шлепнулась точно в камень" и получила серьезные повреждения (ага, в безопасном месте). Так, что ГГ вынужден кромсать ее плазменным резаком невзирая на ценность и хрупкость груза.

Заканчивается все хэппи-эндом: робот изобретает правильную формулу почвы, ГГ пропитывает зельем из клеток возлюбленной луковицы тюльпанов.
И ГГ выращивает на станции нечто – не растение, не человека с полупрозрачными стеблями, играя во Франкенштейна.
Потом на месте крушения капсулы он высадил это нечто, оказавшееся тюльпанами, которые, заколосившись, заговорили азбукой Морзе, изображая Океан "Сляриса".
Простите, но если задуматься, это какой-то трэш.

Хочется спросить: а что в результате создал ГГ? Тюльпановые поля с распределенным человеческим сознанием? Но откуда оно, сознание, там взялось, автор ведь прямо говорит, что прислали только клеточную структуру? В лучшем случае, у ГГ получилась бы химера (если что, это научный термин), генно-модифицированный тюльпан, хотя и это под вопросом: нужны знания и оборудование, обойтись простой пропиткой луковиц вряд ли получится.
Это Мэри Шелли могла сшить из трупов живое существо с человеческим сознанием, для того уровня развития науки подобное читалось на ура, но мы ведь ушли далеко вперед, а тут фантдоп уровня столетней давности.
Но ладно, допустим, что сознание у тюльпанов все же есть. Что дальше?
О! А это отдельный вопрос! Рассказ заканчивается на самом интересном месте. Стандартная формула: жили они долго и счастливо и умерли в один день тут, очевидно, не подходит.
В целом, с точки зрения этики этот жуткий эксперимент более чем сомнителен. Автор "Франкенштейна" дает однозначную оценку действиям ГГ. Автор рассказа постеснялся это сделать. Однако, думается, что как и в романе эксперимент счастья он никому не принесет, ни ГГ, ни тому тюльпано-существу, которое он создал.

ЗЫ. И что всех так тянет стать цветком?

Цитата
- Соседство с галактикой Кин–дза–дза — наша беда. Они снедаемы страстями.
- Порочными.
- А продолжение жизни в виде растения для них благо.
- И для всех.
- Может, мы их вызовем и спросим? Пусть сами скажут, что для них благо, а что нет.
- Ну, если б им предоставили возможность что-либо решать, то...



ЗЗЫ. Да, еще же был "Амстердамский транс". Здесь, на фантастах.

ЗЗЗЫ. И в формулах - во всех! - размерности не сходятся. Здесь должен быть смайлик с высунутым языком, но я не знаю, как его поставить.

ЗЗЗЗЫ. Право уходить, напевая, узурпировано Вешкой smile.gif но я не удержусь:

уходит, напевая:

Марксист свое веское слово сказал:
Материя не исчезает,
Загнется студент - над могилой его
Огромный лопух вырастает...
nmgvladimir
Дмитрий, ну ты только что сам доказал свое авторство!))
razuka
Цитата(nmgvladimir @ 10.4.2025, 16:34) *
Дмитрий, ну ты только что сам доказал свое авторство!))

Длинный отзыв это деанон? smile.gif "Не думаю" (с)
Рыжая вешка
Три раза я подступала к отзыву на этот рассказ и три раза откладывала, потому что, как мне казалось - не находила нужных слов. Зато три раза перечитала.
С первого раза (если отбросить Солярис и Франкенштейна) возникла чёткая аллюзия на "Марсианина", но без этих длинно-пространственных рассуждений, многочисленных (и не всегда аппетитных) опытов по выращиванию и прочих нереальностей типо взлёта без крышки. Но это, как говорится, Марс, детка. Теперь все с этим сравнивают. И - да, вот что интересно, болталка многим дала толчок писать именно про Марс.
В рассказе я не увидела ничего противоречащего, да и придираться ни к чему не хотелось. Рассказ грустный и воодушевляющий одновременно. Дающий надежду и оставляющий горечь от потери близкого человека в послевкусии. Такое вот смешанное чувство. Песня кст вертелась в голове всё это время и возникла сразу.

*ухожу, напевая:
Жить и верить - это замечательно,
Перед нами - небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести.
tanasa
Барон фон Гринвальдус
Заканчиваю приступ двуглавого орлизма.

(+)"Ну, во-первых, это красиво!"(с) Основательно, масштабно, монументально - особенно в формате малой прозы. Физика и лирика в одной упряжке (конь с трепетной ланью, и т. п.) Аллюзии к классике и просветительскую составляющую всегда принимаю более чем сочувственно.

(=) Слишком детально расписано - утомляется и рассеивается внимание. Слишком много аллюзий - после третьей начинаешь выискивать "нарочно покладенное". Слишком заметны конструкции с переизбытком эпитетов: "Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть." Мораль двусмысленна (как минимум). Не уверен в правомерности сравнения, но ощущения по прочтении похожи на детские впечатления при первом знакомстве с обликом кентавра...
Фиалка
Я согласна с идеей рассказа о том, что тюльпаны, даже увянув, могут восстановиться,
если не потеряли тягу к жизни. Ещё понравилась средняя часть рассказа.
Робот Дырявый молодец!

Начало же сюжета жутковато: песок хрустит, как перемолотые кости, и это вызывает вопрос,
где ГГ молол кости, откуда у парня подобные ассоциации? В целом по тексту, если к костям
прибавить упомянутые в рассказе кровавое солнце, запах железа (а у крови железистый запах) и луковицы тюльпанов, пропитанные клетками Лиры, то мозаика обстановки намекает на страшную картину. То ли ГГ монстр, то ли не туда направился от любимой девушки - он улетел, чтоб ей
помочь и не помог, как так? Герой обязан достигнуть цели.

Я была настроена читать про другой Марс: для меня Марс дружественен, приветлив и
богат сенсациями.
karpa
Цитата
Фиалка. Я была настроена читать про другой Марс: для меня Марс дружественен, приветлив и
богат сенсациями.


Хорошее представление о Марсе. Возможно, он когда-нибудь будет дружественен к людям. Однако не раньше терраформирования этой планеты. Сегодня увы это не так, хотя радует то, что есть запасы воды в виде льда. А вот углекислотная атмосфера и проникающая космическая радиация будут доставлять первым поселенцам вполне житейские трудности.

Будем надеяться, что мечтатель Илон Маск позаботится об этом при создании первых городов на Марсе smile.gif
Иван Приказный
Рассказ «Алгоритм счастья» представляет собой глубокое и эмоциональное произведение, которое гармонично объединяет научную фантастику, экзистенциальные мотивы и философию отношений человека и технологий. Повествование разворачивается на фоне пустынного пейзажа Марса, где инженер-эколог Алек борется за возрождение жизни на Красной планете и спасение любимой жены Лиры.

Автор мастерски использует образы и символы, создавая атмосферу напряжения и грусти. Песок Марса, описываемый как «скрипевший под сапогами, словно перемолотые кости», передает отчаяние героя, отчаянно борющегося за чудо. Любовь, представленная в образе Луны, в конечном итоге превращается в неживые клетки, трансформированные наукой, — противоречивый финал, подчеркивающий невозможность полного контроля над жизнью и смертью.

Образ ПСИ 3-3 — разрушенного робота, хранящего в себе человеческую чувствительность и алгоритмы сочувствия, символизирует слияние органического и технологического миров. Диалоги между героем и роботом полны глубинного смысла и поднимают вопросы о природе бытия, веры и выбора.

Рассказ отличается прекрасным стилем написания, яркими описаниями и продуманными персонажами. Читателя привлекает богатство языка, тонкая атмосфера и эмоциональная глубина повествования. В финале читатель сталкивается с вопросом: что важнее — логика и наука или эмоции и вера? Ответ остаётся открытым, вызывая размышления и задавая вопросы, на которые нет однозначных ответов.

История написана ярко, убедительно и глубоко. Отлично подойдет любителям научной фантастики, ищущим рассказы, поднимающие серьезные философские вопросы.
Дон Рэба
Цитата(razuka @ 10.4.2025, 18:21) *
Наверняка ГГ будет пытаться примерить на себя роль бога, как и герой романа, и выступить в роли создателя.

Так у героя ещё и имя - говорящее. Алек - Аллек - Аллах.
Агния
А тут в отзыве Ивана даже название рассказа совсем другое)
razuka
Цитата(Дон Рэба @ 18.4.2025, 19:23) *
Так у героя ещё и имя - говорящее. Алек - Аллек - Аллах.

Ну это пусть автор сам скажет smile.gif Мне так не показалось. Да и к исламу отсылок не видно.
razuka
Цитата(Агния @ 18.4.2025, 19:48) *
А тут в отзыве Ивана даже название рассказа совсем другое)

Ну да. А еще "инженер-эколог Алек". И "любовь, представленная в образе Луны". И это только явные, фактографические ошибки smile.gif
Я уж молчу, что "слово за слово" удостоилось двух разных отзывов, второй занял место под "красной розой" smile.gif
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Дон Рэба @ 18.4.2025, 19:23) *
имя - говорящее. Алек - Аллек - Аллах.

Вкупе с тюльпаном - таки да, вполне жизнеспособная идея!
Людена
На днях напишу развёрнутую рецензию.

Пока же просто упомяну о том, что в памяти моей ассоциативной всплыли: рассказ Рея Бредбери "Зелёное утро" (1965-й год) и советский фантастический фильм "Через тернии - к звёздам" (1980-й год).
Людена
Цитата(Агния @ 18.4.2025, 19:48) *
А тут в отзыве Ивана даже название рассказа совсем другое)

И это уже не первый случай путаницы в его рецензировании **ворчит**
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Дон Рэба @ 18.4.2025, 19:23) *
Так у героя ещё и имя - говорящее. Алек - Аллек - Аллах.

Цитата(razuka @ 18.4.2025, 20:11) *
Ну это пусть автор сам скажет Мне так не показалось. Да и к исламу отсылок не видно.

Цитата(Барон фон Гринвальдус @ 19.4.2025, 6:13) *
Вкупе с тюльпаном - таки да, вполне жизнеспособная идея!

razuka
Барон

Почти неделя впереди, еще можно разглядеть символику розенкрейцеров (Красная роза), подражание Пелевину (Высокие отношения), отсылки к суфийским притчам (Весь этот цирк) и обету молчания Серафима Саровского (Слово за слово) smile.gif
Барон фон Гринвальдус
razuka, "Государя" Макиавелли забыли, египетскую "Книгу мёртвых" и целый букет апокалипсисов.
razuka
Цитата(Барон фон Гринвальдус @ 20.4.2025, 18:47) *
razuka, "Государя" Макиавелли забыли, египетскую "Книгу мёртвых" и целый букет апокалипсисов.

- Что я упустил?
- Журнал "Муби-весельчак".
- Дьявол!
(с) Догма
Барон фон Гринвальдус
razuka, плюс "Торжественный комплект" О. Бендера
tanasa
Текст демонстрирует низкую вероятность создания ИИ (примерно 10-15%). Вот ключевые аргументы:

Признаки авторского стиля, нетипичные для ИИ:
Сложная метафоричность и символизм
— Марсианские тюльпаны как символ упрямой жизни, надежды и любви, переплетённой с жертвенностью («сорняки бессмертны», «пульсирующие аритмией света»).
— Робот ПСИ 3-3 — аллегория человеческого одиночества и стремления к смыслу («алгоритмы плакали бинарными слезами»).

Глубина психологической проработки
— Эволюция отношений Алека и робота: от функционального взаимодействия к эмоциональной привязанности.
— Лира, «ставшая семенем», — метафора трансформации любви в вечность, что выходит за рамки типичных AI-сюжетов.

Литературные отсылки и интертекстуальность
— Диалоги о «Франкенштейне» и «Солярисе» как рефлексия над природой создания и одиночества.
— Сравнение Лиры с океаном из «Соляриса» — многослойная аллюзия, требующая глубокого понимания источника.

Нестандартная структура и стиль
— Чередование технических терминов («биоконвергенция», «трансцендентный») с поэтическими образами («песок звенел дуэтом»).
— Использование азбуки Морзе в пульсации света тюльпанов для шифра «ЛИРА» — прием, требующий авторской интуиции.

Эмоциональная плотность финала
— Письмо Лиры с постскриптумом о храпе — сочетание трагедии и иронии, нетипичное для шаблонных AI-сюжетов.
— Финал, где робот жертвует собой, а Марс «молча принял вызов», — философское осмысление человеческого упрямства.

Что могло вызвать подозрения (но объяснимо авторским замыслом):
Технические детали (например, описание работы марсианской станции) — могут казаться избыточными, но служат для погружения в мир.

Формулы и уравнения («*Счастье = (Время × Качество связи)*») — не шаблонные для AI, а осознанный стилистический ход, подчеркивающий контраст между логикой и чувствами.

Итог:
Текст написан человеком с ярко выраженным авторским голосом. Глубина метафор, эмоциональная насыщенность и философская рефлексия выходят за рамки возможностей ИИ, который обычно воспроизводит шаблоны, но не создает столь сложные смысловые слои. Вероятность AI-генерации минимальна.

Граф
Любовь, Марс и тюльпаны.
Ну еще и смерть, само собой, как же без нее! Идея понятна, посыл - тоже, но исполнение... Опять размазано на десять листов, а можно изложить всего на двух. и получилось бы не хуже. Но - дело автора. Читать можно.
В общем, и на Марсе будут яблони цвести. (с)
Главный Маг
Ну, вот и приплыли.
Теперь Марс будут колонизировать Цветы-Франкенштейны! ohmy.gif



http://humanclub.ru/foto/2025/fr-ts.jpg

Далее, они создадут Соединенное Королевство Франкофловерс, затем колонизируют землю и исправят людей, ибо слишком люди мечущиеся не по делу...

Язык приемлемый, тема соответствует, фантастика само собой, просто какая-то нерадостная...
Шахматист
Марс, будь он неладен. Снова яблоням цвести? По накатанной?
Планета полностью бесперспективна с точки зрения терраформирования и колонизации. Создавать на Марсе пригодную для жизни атмосферу - сизифов труд, всё пойдёт прахом. Всему виной слабое магнитное поле. Оно не спасает от солнечного ветра. Ядро планеты застыло (хоть и не полностью), и ничего с этим уже сделать нельзя. «Сдует» новую атмосферу. Нет магнитного поля (или слабое) - нет защиты от солнечной радиации. Смерть всему живому.
Всё ещё есть желание терраформировать? biggrin.gif
Фамилия ГГ - Ветер. Помнится, у Ефремова был такой персонаж Дар Ветер. Ещё есть «Франкенштейн» и «Солярис» Лема… Как ни старался, не смог ни объединить, ни узреть вложенный смысл. А может его и не было? Просто антураж, а не ружья, которые не выстрелили (для меня)?
Три десятка станций по изменению климата. Ладно. Доставка, сборка, запуск. Колоссальные затраты. Значит, человечество на это способно. Технологии развились.
Но. Связь осталась без изменений? Всё та же задержка? «Быстрая» доставка - месяц. Последние разработки Роскосмоса - на Марс за 30 дней. Т.е. ничего лучшего человечество так и не создало? Странно.

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
Вердикт Земли: замена центрального процессора. Алек не хотел его менять, считая, что это приведёт к изменению «личности».
Как замена «центрального процессора» у ПСИ 3-3 может привести к «изменению «личности»»? У робота «личность» в процессоре? Не в памяти? Недопонял.

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
Вероятность гибели при поиске груза – 86%. Вероятность гибели груза, если его не забрать – 86%.
Как робот смог посчитать?

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
он понял истинную причину перегрева.
— Ты стираешь свои файлы, чтобы освободить место для расчётов?
Причина перегрева робота в том, что он стирает свои файлы? Это как?

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
— Груз содержит биоматериал «Лира». – Тихонько произнёс ПСИ-3-3.
Откуда робот это знает?

Закон подлости всё так же работает. Капсула точно угодила (причём именно шлюзом) в камень... в песчаной пустыне... biggrin.gif

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
Ты помнишь, как мы смеялись над «Солярисом» в университете? ... Теперь я – этот океан. Только вместо воды...
Чего? «Солярис» не был водным океаном. Автор, вы «Солярис» читали?

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 17:50) *
Не вини Дырявого. Он пытался спасти нас обоих.
Кругом интриги? Робот в тайне общался с Лирой?

Попытка облечь философию в математические формулы мне понравилась.

Для справки. «Дырявый» - имеет нелицеприятное значение на воровском сленге.
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 18:39) *
Как ни старался, не смог ни объединить, ни узреть вложенный смысл.
Его здесь больше, чем надо:

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 13:50) *
Алек Ветер прижал к лицу маску

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 13:50) *
Ветер норовил опрокинуть Алека

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 13:50) *
Специально так в него не попадёшь!

Цитата(Дон Рэба @ 6.4.2025, 13:50) *
Ветер, к счастью, в люк почти не попадал.

Шахматист
laugh.gif laugh.gif laugh.gif
tanasa
Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Чего? «Солярис» не был водным океаном. Автор, вы «Солярис» читали?



О, тут ваш наезд на автора полностью провалился. Тут я могу со смелостью за него ответить. Читал и пересматривал с год назад. Так уж мой мозг устроен - имена героев не вспомню, хоть убейте, а вот описания rolleyes.gif .

Лем описывает океан как жидкую, студенистую, волнистую массу. По факту, по составу, Лемом было упоминание протоплазмы. Если вы не в курсе, то протоплазма может содержать примерно 60-80 процентов воды tongue.gif . При определённых условиях.

Да, и чисто для информации, океан Соряриса, было дело снимали в тазике с мыльной водой. Но это я уж так, к слову. Или Вы сами книгу не читали?
Людена
Цитата(Людена @ 19.4.2025, 22:55) *
На днях напишу развёрнутую рецензию.

Пока же просто упомяну о том, что в памяти моей ассоциативной всплыли: рассказ Рея Бредбери "Зелёное утро" (1965-й год) и советский фантастический фильм "Через тернии - к звёздам" (1980-й год).



Логические нарушения не повлияли на эмоциональное восприятие, что со мною случается достаточно редко.

То бишь: есть к чему придраться, даже очень ко многому, но совершенно не хочется этого делать.

Посыл автора пробил защитную ткань моего скафандра: рассказ меня встряхнул и порадовал, прежде всего, своею искренностью.

Так что придираться к стилю, слогу и прочим факторам - нет такого желания.

Удачи на конкурсе - и спасибо, автор. smile.gif
Шахматист
Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 2:21) *
О, тут ваш наезд на автора полностью провалился.

В корне не согласен. Этак водой можно назвать любую жидкость, в составе которой большой процент воды. tongue.gif
Двойка вам по химии, а заодно и по физике.
Водка содержит 60% воды. Значит, следуя вашему тезису, ёё можно назвать водой laugh.gif laugh.gif laugh.gif
Книгу, разумеется, читал. Причём в двух переводах. В исполнении Гудимовой и Перельман мне больше нравится. Хотя каноническим считается перевод Брускина.
А вам рекомендую перечитать. И обратить внимание на «Мимоид». Например в последней главе «Древний мимоид».
Фильм Тарковского люблю. Но это не «Солярис». Точнее - не совсем «Солярис», скорее «Преступление и наказание». Лем поссорился с Тарковским из-за этой картины.

Мой «наезд» на автора абсолютно правомерен. И я не все претензии к рассказу отразил в своём комментарии.
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 16:31) *
Мой «наезд» на автора абсолютно правомерен.

Виноват, проблема: вы приписываете слова персонажа его создателю. Автор вполне может знать текст Лема лучше нас с вами, но сознательно пойти на упрощение, говоря от лица своего героя.
Шахматист
Виноваты или нет - решит суд biggrin.gif
Нет никакой проблемы. Нужно просто перефразировать. Дабы не возникало подобных вопросов.
Так можно оправдать всё что угодно. Я бы согласился, если действующее лицо не блещет образованием. В противном случае - это ляп.
К конце концов, автор несёт ответственность за своих героев.
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 17:14) *
Нет никакой проблемы.
Обвинение родителей за действия ребёнка? Спорно, как минимум.
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 17:14) *
Нужно просто перефразировать.
Предложение требует рассмотрения всеми заинтересованными сторонами.

Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 17:14) *
К конце концов, автор несёт ответственность за своих героев.
Не более, чем читатель ответственен за свои навыки чтения, анализа, комментирования. К слову, для сравнения любопытно взглянуть на рисунки, тексты и отзывы ИИ, грешащие ляпами не менее, чем людские.
Шахматист
Цитата(Барон фон Гринвальдус @ 24.4.2025, 21:51) *
Обвинение родителей за действия ребёнка? Спорно, как минимум.
Ничуть.
Надеюсь, не нужно напоминать слова классика: «Я тебя породил, я тебя и убью!» ?

Цитата(Барон фон Гринвальдус @ 24.4.2025, 21:51) *
Не более, чем читатель ответственен за свои навыки чтения, анализа, комментирования.
Читатель ответственен только перед собой, писатель - перед всеми читателями. Очень большая разница.
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 18:04) *
Надеюсь, не нужно напоминать слова классика: «Я тебя породил, я тебя и убью!» ?
Так это родитель решил, а не посторонний человек. В нашем случае - автор молчит, говорит персонаж. А с какой целью - это уже и его (автора), и наша (читательская) задача: понять, почему так, а не иначе. Вы как раз предлагаете "убить", без осмысления.


Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 18:04) *
Читатель ответственен только перед собой, писатель - перед всеми читателями. Очень большая разница.
Нюанс: при комментировании читатель выносит своё мнение=становится со-автором. Не всегда желанным, ибо опыт у всех разный, и понять другого получается не у всех. А если дело проходит в конкурсном формате... Боюсь, имеют место (не с вашей стороны, вы же не заинтересованное лицо) недобросовестные выпады и сознательное искажение авторского замысла.
Шахматист
Читатель пишет отзыв? Скорее бета-ридер )
Вот именно - в формате конкурса. Я высказал своё мнение, обосновал. Кому-то не нравится? Пишите свой отзыв. Зачем оспаривать моё мнение? Переубедить? Не, это ещё никому не удавалось tongue.gif .
Мне не понравилось, что автор голосом героини назвал океан Соляриса водой, ведь он таковой не является.
Барон фон Гринвальдус
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 18:44) *
Мне не понравилось, что автор голосом героини назвал океан Соляриса водой, ведь он таковой не является.

Ни убавить, ни прибавить!
(А свои претензии я проиллюстрировал набором цитат из текста)
tanasa
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 19:44) *
Читатель пишет отзыв? Скорее бета-ридер )
Вот именно - в формате конкурса. Я высказал своё мнение, обосновал. Кому-то не нравится? Пишите свой отзыв. Зачем оспаривать моё мнение? Переубедить? Не, это ещё никому не удавалось tongue.gif .
Мне не понравилось, что автор голосом героини назвал океан Соляриса водой, ведь он таковой не является.


Простите, но Лем не называет из чего состоит океане Соляриса. Тут я полностью согласен, что в словах героини вполне уместна аллегория, когда идёт разговор о Солярисе назвать жидкую составляющую протоплазмы водой. По сути она ей и является. Смею вам напомнить опять же слова Лема, не дословно конечно - он как земной океан, только прошел быстрее пусть эволюции.
tanasa
Да, раз уж мы так зацепились, я просто обязан пройтись по вашему отзыву. Как есть. Разз уж назвался груздем).

Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Всё ещё есть желание терраформировать? biggrin.gif


Ваше высказывание беспочвенно. Совершенно. Мы все пишем фантастику. Было дело Жюль Верн про подводные лодки писал... Тогда можно посмеятся над Бредбери или Шекли. Легко?

Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Фамилия ГГ - Ветер. Помнится, у Ефремова был такой персонаж Дар Ветер. Ещё есть «Франкенштейн» и «Солярис» Лема… Как ни старался, не смог ни объединить, ни узреть вложенный смысл. А может его и не было? Просто антураж, а не ружья, которые не выстрелили (для меня)?


Тут надеюсь аввтор сможет ответить. Есть ли смысл фамилии. Но наезжать на фамилию ГГ, потому что она не нравится? Уж простите, есть там ружьё или нет, вот мне совершенно было не интересно.

Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Три десятка станций по изменению климата. Ладно. Доставка, сборка, запуск. Колоссальные затраты. Значит, человечество на это способно. Технологии развились.
Но. Связь осталась без изменений? Всё та же задержка? «Быстрая» доставка - месяц. Последние разработки Роскосмоса - на Марс за 30 дней. Т.е. ничего лучшего человечество так и не создало? Странно.


Я вам открою страшную тайну - разработка Роскосмоса пока только проект. А рак уже сейчас лечат. Многие виды. Автор год\столетие и т.д не называет. Может это вообще проект Маска? Можно допустить?

Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Как замена «центрального процессора» у ПСИ 3-3 может привести к «изменению «личности»»? У робота «личность» в процессоре? Не в памяти? Недопонял.


О вот тут вы точно попались. Вы специалист по разуму ИИ? а Я Вам как техник могу сказать - память это только опыт. Сотри память, алгоритмы останутся. Воспоминания можно другие набрать. При этом автор "боится, что это приведёт к изменению личности". А не уверен.

Цитата(Шахматист @ 23.4.2025, 19:39) *
Как робот смог посчитать?

Причина перегрева робота в том, что он стирает свои файлы? Это как?

Откуда робот это знает?


Здесь чуть пропущу, только отмечу, что допускаю, что стирание внутренних файлов, по факту для робота, это самоуничтожение. Опять же автор это показывает через фразы Франкенштейна, робот постепенно сходит с ума (тут к стыду своему, не читал. Не могу ответить насколько они точны) И вы реально считаете, что при этом не будет перегрева? даже сейчас некоторые процессоры выдают до 105 цельсия. А в случаях больших нагрузок идет перегрев.


Дальше ваш отзыв просто не вижу смысла разбирать. Вы умудрились в него даже воровской сленг приплести.



Шахматист
Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Да, раз уж мы так зацепились, я просто обязан пройтись по вашему отзыву. Как есть. Разз уж назвался груздем).
Не «мы», а «вы». Вы зацепились за мой отзыв. Меня терзают смутные сомнения biggrin.gif по поводу авторства biggrin.gif

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Ваше высказывание беспочвенно. Совершенно. Мы все пишем фантастику. Было дело Жюль Верн про подводные лодки писал... Тогда можно посмеятся над Бредбери или Шекли. Легко?
Легко. Но для начала нужно немного подумать. Когда Бредбери, Шекли, Верн писали? То-то. Не было подводных лодок, ничего об этом не знали. Фантдоп абсолютно закономерен.
А сейчас? Какой смысл фантазировать о том, что уже известно? Про Марс много и долго фантазировали, это вошло в привычку. Не было необходимой информации. Теперь есть. Зачем продолжать? Можно фантазировать о другом.
Так что моё высказывание имеет под собой почву, настоящую твердь - научное обоснование.

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Тут надеюсь аввтор сможет ответить. Есть ли смысл фамилии. Но наезжать на фамилию ГГ, потому что она не нравится? Уж простите, есть там ружьё или нет, вот мне совершенно было не интересно.
Вот и пусть отвечает автор, если захочет. Вам-то какой интерес? И где «наезд»? Это ваши домыслы. Я лишь заострил внимание.

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Я вам открою страшную тайну - разработка Роскосмоса пока только проект. А рак уже сейчас лечат. Многие виды. Автор год\столетие и т.д не называет. Может это вообще проект Маска? Можно допустить?
Хорошо, я тоже открою тайну. Разработки Роскосмоса воплощены в металле и прошли огневые испытания (я о двигателях). Цифры о времени полёта взяты не с потолка. Это результаты. И это не предел, только начало. Скорость будет только увеличиваться. Следить нужно за новостями в области передовых разработок biggrin.gif .
А по поводу «проекта Маска» - насмешили. Маск жидкотопливные двигатели допилить не может (а это прошлый век), что уж говорить о новых технологиях.
А насчёт года/столетия... У автора тридцать станций на Марсе. Тридцать! Прикиньте вес, доставку, монтаж, пуско-наладочные работы. А для начала - это нужно всё разработать и обкатать. Как ни крути не менее ста лет тому вперёд, а то и больше.

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
О вот тут вы точно попались. Вы специалист по разуму ИИ? а Я Вам как техник могу сказать - память это только опыт. Сотри память, алгоритмы останутся. Воспоминания можно другие набрать. При этом автор "боится, что это приведёт к изменению личности". А не уверен.
Тут вы попались. У современного ИИ разума нет. Это программа. Это так, для справки.
Как техник вы совершенно не понимаете схемотехнику. Иначе не назвали бы память опытом. Алгоритмы - это программы. Точнее, программы пишутся на базе алгоритмов. Они хранятся в памяти. Процессор - вычислитель (если упрощённо). Сам по себе ничего делать не может, нужны программы (которые хранятся в памяти).

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Здесь чуть пропущу, только отмечу, что допускаю, что стирание внутренних файлов, по факту для робота, это самоуничтожение. Опять же автор это показывает через фразы Франкенштейна, робот постепенно сходит с ума (тут к стыду своему, не читал. Не могу ответить насколько они точны) И вы реально считаете, что при этом не будет перегрева? даже сейчас некоторые процессоры выдают до 105 цельсия. А в случаях больших нагрузок идет перегрев.
Разберитесь в схемотехнике и алгоритмах работы компьютерной техники. Станет понятней.
Большие нагрузки на процессор - это вычисления. В стирании и записи нет вычислений, простой алгоритм. Тут больше нагрузка на устройство хранения информации (память). Кстати, стирание не происходит полностью - уничтожается структура файла. Так проще и быстрее. Именно поэтому есть возможность восстанавливать удалённые файлы. Ещё раз, разберитесь в работе компьютерной техники.

Цитата(tanasa @ 24.4.2025, 23:25) *
Дальше ваш отзыв просто не вижу смысла разбирать. Вы умудрились в него даже воровской сленг приплести.
Как же вас зацепило biggrin.gif .
Тут у автора пробел в знаниях. На это я и указал. Читатели разные бывают.
Раньше выражение «голубой юноша» имело совсем другое значение. А теперь? Назовите мальчика голубым и что все подумают? biggrin.gif . То-то.
Вот я и предупредил.

И в заключении повторюсь:
Цитата(Шахматист @ 24.4.2025, 22:44) *
Я высказал своё мнение, обосновал. Кому-то не нравится? Пишите свой отзыв. Зачем оспаривать моё мнение? Переубедить? Не, это ещё никому не удавалось tongue.gif .
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.