Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Очень меня волнует этот пролог, уважаемые коллеги. Все-таки самое начало текста, да и вообще, не уверен я в нем сильно. Некоторые мнения мое сомнение подтверждают. Долго с ним мучаюсь, а совсем выбросить не могу - он для концепции весьма важен, к сожалению.
В основную тему, судя по счетчику сообщений, люди заходят, но отзывов там мало. Поэтому выложу пролог отдельно, благо, он маленький совсем.
Больше всего интересует, какое впечатление он оставляет, какие мысли вызывает по поводу дальнейших событий и на какое восприятие настраивает. Ну и, конечно же - стали бы вы читать книгу с таким началом, и если нет, то почему. 
* * *
В отличие от, видимо, многих, я основную часть не читал, поэтому как раз подхожу под условие задачки: вот взял я с полки книгу, читаю пролог и думаю – буду дальше читать или нет?
Ответ: НЕТ.
.. Наверное, я какой-то специфический читатель. Ну, то, что я не являюсь "упёртым-читателем-фантастики", - это факт. Я вообще могу читать почти всё, кроме разве что садо-мазо, "пра десантникафф", "пра вороватых чиновникофф"… и кроме ещё кое-чего, не буду сейчас уточнять.
В любом произведении меня интересует:
1. Человек. Какую человеческую боль или радость автор затронул, под каким углом рассмотрел и в каком направлении размышлений читателя подталкивает. И как это всё в своей душе отзывается.
2. Мастерство автора как конструктора. Выразительность и уместность создания образов, подачи их мотиваций, описания обстоятельств.
3. Язык как таковой. Владение словом и слогом.
4. Сюжетец "для убивания времени" меня не интересует.
Эти мои базовые принципы-подходы не всегда применимы "в лоб", но в той или иной их "модификации" мне от них просто не деться.
Вот и сейчас…
Итак, пролог. Вообще мне всегда казалось, что прологи придуманы для того, чтобы чем-то зацепить.
Грубо говоря, анонс. Микро-промо-версия. Ввести в среду, намекнуть.
Вот смотрю, о чём мне намекают.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

начищенный медный нагрудник.
Так, ясно, эпоха копий и мечей. Может быть, автор сумеет на этом фоне что-то важное человеческое дать.
А если нет? А если утонет в "технологии"?
Других-то указаний на вопросы человеческие пока не видно...
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Еще мгновение – и нити в узоре потускнели, а медь чуть подернулась бирюзовой пленкой патины.
Так. Что-то насчёт ускорения течения времени.
Сам по себе этот вопрос меня не интересует. Только как ход, как приём.
Зачем он автору? Точно ли что-то важное будет стоять за этим? Или опять "технология"?
И снова нет в прологе ответа на мои исходные вопросы.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Только что ему окончательно стало ясно: община протянет, в самом лучшем случае, еще четверть века.
Так. Раз постапокалипсис - значит, само собой, что кому-то осталось всего ничего.
Штрих, подтверждающий принадлежность заявленному жанру.
И только.
Вес аргумента стремится к нулю. Надо смотреть по другим признакам.
Резюме 1. По содержанию пролог меня не зацепил ничем.
Смотрю дальше. Как сконструировано.
...Вот не пойму - автор новичок или нет? С одной стороны, со словом работает не очень (об этом ниже), но с другой - картинка-то зримая. Кинокадры представимы. Значит, умеет-таки.
И что нам дали сценарист с режиссёром?
Первые кадры - как начало какого-нибудь киноэпоса о малых народах.
Ещё звук горлового пения подложить - и всё сойдётся.
Слово "лубок" не употребишь, но что-то близко к тому.
Детям в национальных школах это нужно посмотреть.
Но я тут не при чём. Батальной героики мне не надо. Об истории того или другого народа я лучше историков или этнографов почитаю.
Второй эпизод. Кто-то бьётся головой о стену в страданиях о народе. Впечатление "лубка" усиливается.
Резюме 2. И по этому параметру - не цепляет.
Едем дальше. Слово и слог.
Плохо с этим.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Тоскливо и надрывно, как старуха на сыновних похоронах, взвыл ветер.
Понятно, какое настроение хотел задать автор этим сравнением.
Но перетрагизЬм - выпирает. Перекартинность.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

В четырех сотнях шагов оттуда,
Оттуда - откуда? От места похорон? От места удара молнии в гору?
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

В четырех сотнях шагов оттуда, на утесе, как на сторожевой башне, стоял Пыльный Царь. Стоял, облаченный в пурпур и злато, и смотрел на синие ослепительные дуги.
Какая-то тяжеловатая и нелепая словесная конструкция.
Может быть, попробовать так:
"В четырех сотнях шагов
от звенящего базальта, на утесе, стоял Пыльный Царь. Облаченный в пурпур и злато, он стоял прямо и неподвижно, как на сторожевой башне, и смотрел на синие ослепительные дуги."
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

гонимая ленивым ветром
Но ветер только что выл! А, ну да, наверху - рвётся и воет, внизу - ленивый.
Но раз уж картинка так детализируется (применительно к кино - по кадрам), то и словами надо бы пояснить, что это два разных ветра.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Миг – и пышное одеяние тоже оплыло, тая, потекло вниз.
Автор побрезговал союзом - и получилось кургузо.
К тому же "оплыло" и "тая" - это очень близко по смыслу.
Добавим буковку - и кадр плавно переходит один в другой:
"Миг – и пышное одеяние тоже оплыло
и потекло вниз." А лучше "... и стекло к его ногам".
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Теперь наготу Пыльного Царя скрывали широкие штаны,
Первая ассоциация: "А король-то - голый!" Хорошо ли это?
Вторая ассоциация: раз начато со штанов - это самое важное. А какую наготу скрывают штаны? )))
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

широкие штаны, подвязанные тростниковой веревкой, и потертая длиннополая рубаха с цветисто расшитым воротом, поверх нее – начищенный медный нагрудник
Милицейский протокол.
Добавим всего одну буковку - и будет ближе к человеческой речи:
"...широкие штаны, подвязанные тростниковой веревкой, и потертая длиннополая рубаха с цветисто расшитым воротом,
а поверх нее – начищенный медный нагрудник."
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Ни тени не промелькнуло на прекрасном снежно-белом лице,
Где, где тут юная девушка?
К описанию мужчины как-то странно применять слово "прекрасный".
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Ни тени не промелькнуло на прекрасном снежно-белом лице, но Пыльный Царь остался недоволен.
В огороде бузина...
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Время не утрачивает свою ценность, даже когда его становится в избытке. Конечно, только в том случае, если знать, как его потратить.
Это что-то из родительских назиданий.
Поднатужившись, логику автора понять можно, но... что-то надо делать с этими двумя фразами.
Например, вторую - убрать.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

А он теперь отлично знал емкость времени.
Да-а? А откуда?
Выглядит голословным утверждением.
Или - "список-великих-качеств-изначально-присущих-герою". Ну точно эпос.
Цитата(Fr0st Ph0en!x @ 19.10.2011, 16:10)

Далеко-далеко оттуда, за великим океаном, седоволосый, весь сморщенный человек схватился за голову и безвольно привалился спиной к бетонной стене коридора. Только что ему окончательно стало ясно: община протянет, в самом лучшем случае, еще четверть века. Даже если втрое уменьшить потребление.
Старик сел на пол, спрятав лицо в ладонях и чувствуя, как скребется холод в душе. Будущее стало таким безысходным, каким не казалось уже много сотен лет.
Два абзаца - по сути со смысловым повтором.
Понятно, что второй - там и микродействие и попытка усилить эмоции.
Но выглядит - перекартинностью.
Резюме 3. Если и дальше будет написано вот так же...
Вы знаете, я просто удивлён.
Вот я читаю Ваши сообщения в дискуссионных ветках. Зрелые размышления, упакованные в ёмкие формулировки.
Неужели вот этот патетический кисель для младших школьников, но с претензией на величие картины, - сварен Вами???
1+2+3 = пролог не цепляет ничем. Читать дальше я не буду.
Не знаю, пригодится ли мой совет, но он таков:
Пролог надо перерабатывать процентов на 90.
Или использовать этот кусок текста в другом месте. Лучше всего он подошёл бы как медитация перед решающей битвой, где-то во второй половине повествования. Тогда почти всё было бы объяснимо и встало бы на свои места.
***
Извините, если был резок. Но Вы спросили – я честно ответил.
.