«Поток сознания» это концепция изображения реальности и душевной жизни персонажей, получившая особенно широкое распространение в англоязычной модернистской литературе первых десятилетий 20 века. Предвестиями «потока сознания» считают повествование Л.Стерна, часто строящееся на внешнем алогизме и подчеркнутой субъективности отбора деталей («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», 1760-69), а также романы Г.Флобера («Госпожа Бовари», 1857) и Л.Толстого («Анна Каренина», 1873-77), в которых кульминационные эпизоды написаны в форме внутреннего монолога. Термин «поток сознания» введен американским психологом и философом У.Джеймсом, который в книге «Научные основы психологии» (1890), подведшей итог многолетним лабораторным исследованиям, утверждал, что сознание текуче как «река» или «поток». Эта трактовка природы сознания соотносится с исповедуемой Джеймсом философской доктриной, согласно которой «субъективная жизнь», «конкретный опыт» являются единственной человеческой реальностью, — положение, получившее интенсивное развитие в литературе, где главенствует идея «потока сознания» как способа добиться наиболее достоверной картины действительности. В отличие от внутреннего монолога, используемого в произведениях классического реализма с целью показать персонаж в момент высшего духовного и эмоционального напряжения, у модернистов «поток сознания» обычно исчерпывает содержание произведения, представляя собой фиксацию самых разнородных впечатлений и импульсов, в конечном счете становящуюся автоматической записью дорефлективных реакций (см. Сюрреализм). Так осмыслен «поток сознания» уже в прозе Гертруды Стайн, ученицы Джеймса, имевшей опыт работы в области экспериментальной психологии. В цикле повестей Стайн «Три жизни» (1909) и в романе «Становление американцев» (1925) описано несколько резко друг от друга отличающихся типов и характеров, которые, по замыслу автора, в своей совокупности должны составлять завершенный портрет воссоздаваемого социума, причем эти характеры сведены к статичному «ядру» — неизменной первооснове личности, определяющей весь ее душевный опыт. Контакты персонажей с окружающим миром показываются посредством «потока сознания», который постоянно возвращает к константам, образующим это «ядро». Повествование, где сохранен лишь внешний контур сюжета, в сущности, сводится к повторяющимся образам и однотипным психологическим реакциям действующих лиц в тех или иных ситуациях их жизни. В творчестве Стайн «поток сознания» полемически направлен против идеи многоплановости и непредсказуемости духовного бытия, восторжествовавшей в литературе классического реализма. Психологическая жизнь редуцирована до уровня ее наиболее элементарных проявлений, а в поздних произведениях Стайн, являющихся опытами «автоматического письма», такой же операции подвергается язык. Наиболее многогранно «поток сознания» применен в центральном произведении литературы модернизма — романе Дж.Джойса «Улисс» (1922), где посредством воссоздания внешне бессвязных отражений окружающей реальности в сознании основных героев воспроизводится реальное течение жизни, в которой отсутствуют органичные связи и торжествует мертвенная механистичность взаимоотношений, остающихся сугубо внешними. Вместе с тем «поток сознания» дает возможность описать потаенные желания и психологические комплексы персонажей, воссоздав сокровенный мир человека целостно и без умолчаний, что являлось одной из главных задач Джойса. Постоянное присутствие в «Улиссе» мифологических параллелей, при помощи которых описанию обычного дня в жизни двух обитателей Дублина приданы черты «вечного сюжета», восходящего к Гомеру, в сочетании с поэтикой «потока сознания» сообщает произведению характер философской метафоры, обобщившей скрупулезно и полно запечатленный повседневный человеческий опыт. Однако, как заметил в связи с «Улиссом» В.Набоков, при слишком интенсивном использовании «потока сознания» чрезмерное внимание придается «словесной стороне мышления» и тем самым несет ущерб полнота характеристики человека, который «мыслит и образами» («Лекции о зарубежной литературе», 1980). Подобно другим писателям модернистской ориентации, Джойс обращается к «потоку сознания» с целью преодолеть представляющуюся ему иллюзорной упорядоченность картины мира, которую содержит литература классического реализма.
Б. Солврев
5.2.2019, 21:54
Max Krok
Кусок чего-то выше напоминает вашу надгробную плиту.
Нельзя так с читателем...
Полудиккенс
5.2.2019, 21:54
Цитата(Max Krok @ 5.2.2019, 21:51)

«Поток сознания» это концепция изображения реальности и душевной жизни персонажей, получившая...
...картины мира, которую содержит литература классического реализма.
Золотые слова и вовремя сказаны.
Сочинитель
5.2.2019, 22:37
Надо же. А я полагал, что "поток сознания" - относительно новое словообразование, родившееся и имеющее хождение в интернетах.
Ты погляди чё...
NatashaKasher
5.2.2019, 23:52
Странно, что даже не упомянута Вирджиния Вульф.
Интересно, кто-нибудь Улисса прочел? Я - нет. И не буду
Полудиккенс
7.2.2019, 9:10
Цитата(Денис Чиж @ 7.2.2019, 0:30)

Интересно, кто-нибудь Улисса прочел? Я - нет. И не буду

Я начинал, но меня не слишком заинтересовало. Я отложил ее очень быстро и, в общем, с чистой совестью. Есть авторы, которыми не можешь никак проникнуться, и это немного нервирует, поскольку внутри мнишь себя неординарным читателем. Ну как же, думаешь, так? А с "Улиссом" как-то нет, как-то не нервирует. Слишком его искусственность бросается в глаза, сразу видно, что автор хотел взять на понт, так вот не на того напал...
Впрочем, это было уже довольно значительное число лет назад. Может, сейчас бы я увидел там и что-то еще, ибо купил очки.
братья Ceniza
7.2.2019, 11:26
Цитата
у модернистов «поток сознания» обычно исчерпывает содержание произведения, представляя собой фиксацию самых разнородных впечатлений и импульсов, в конечном счете становящуюся автоматической записью дорефлективных реакций
Наверное, все-таки не исчерпывает, это было ьы слишком эгоистично с их стороны.
братья Ceniza
7.2.2019, 11:27
Цитата(Полудиккенс @ 7.2.2019, 9:10)

я увидел там и что-то еще, ибо купил очки.
Черные, авиаторы?
Полудиккенс
7.2.2019, 11:31
Цитата(братья Ceniza @ 7.2.2019, 11:27)

Черные, авиаторы?
Прозрачные, чтоб глядеть. Причем, похоже, недостаточно прозрачные, потому что вижу все равно плохо.
Алексей2014
7.2.2019, 12:01
Цитата(Сочинитель @ 5.2.2019, 22:37)

Надо же. А я полагал, что "поток сознания" - относительно новое словообразование, родившееся и имеющее хождение в интернетах.
На днях мой рассказ таким словосочетанием вообще обругали (как я думал), а оказывается - даже наоборот... "Вон оно чё, Михалыч!"(с)
Полудиккенс
7.2.2019, 12:07
Цитата(Алексей2014 @ 7.2.2019, 12:01)

На днях мой рассказ таким словосочетанием вообще обругали (как я думал), а оказывается - даже наоборот...
А у меня противоположная история. Мой рассказ похвалили таким словосочетанием. Как я думал. Потом пригляделся, а в словосочетании две буквы не те...