- ТЕХНОЛОГИЯ СТРАХА
- Котенок
Гав бегал во время грозы на чердак чтобы
побояться. Человек, как не странно тоже не прочь
побояться. Не прочь испытать это чувство -
чувство страха, но при этом он хочет
гарантированно не подвергать себя опасности.
Испытать страх, переживание или сострадание
(тоже вполне естественное для человека чувство)
человеку помогает "важнейшее из искусств" -
кино.
-
- Множество жанров кино
удовлетворяют потребность человека в тех или
иных эмоциях, но чувство страха - только
несколько из них. Что же посмотреть любителям
побояться? Первое что приходит в голову -
"ужасняк". Но это слишком примитивно. Да
простят меня поклонники "ужастиков"
(ласково-то как), но редкий фильм ужасов в чистом
виде является чем-то стоящим. К бесконечным
толпам мертвецов, вампиров, вурдалаков и прочей
убивающей и пожирающей нечисти быстро
привыкаешь и душа просит чего-то еще. Триллер -
дает это "что-то еще". В триллере не только
бегают, ставшие уже родными, маньяки; не только,
как правило, детективный сюжет, но и, чаще всего,
сексуальная подоплека и страх перед неизвестной
неожиданностью. На экране постоянно что-то
происходит. Откуда исходит зло? Откуда ждать
следующего удара? Ой! Вот очередное действие! Но
опять не ясно что к чему... Весь фильм зритель
находится под прессингом. А если маньяка покажут
сразу, то зрителю вообще остается только
тягаться со сценаристом, предугадывая следущий
шаг злодея.
-
- Но высшего пилотажа (на
сегодняшний день) в технологии страха достиг
англо-американский кинорежиссер Алфред ХИЧКОК
(1899-1980). Это он ввел понятие САСПЕНС и создал
замечательные кинопроизведения этого нового для
кино жанра. Его фильмы вызывают целый букет
эмоций. Эти эмоции находятся в "блюде"
великого "кулинара" в идеальных пропорциях.
Он не создал принципиально нового жанра, но сумел
смешать уже существующие так, что получилось
нечто новое. В его фильмах "растворены" и
детектив, и "ужасняк", и триллер, и, что
добавляет особой пикантности, черный юмор.
Хичкок создал то, чего не хватает современному
кинематографу до сих пор. В современных фильмах
не хватает психологических полутонов. Действие в
сегодняшних фильмах увлекает за собой как бурная
река и не дает одуматься. Действие, действие,
действие...
-
- Хичкока же смотришь молча.
Ожидание и напряжение не такое навязчивое. Оно
окутывает зрителя постепенно как туман
окутывает кладбище в "стандартных" фильмах
ужасов. А развязка снимает накопившееся
напряжение и любопытство совершенно неожиданым
концом. Чем-то похоже на хороший иллюзионный
номер. Хичкок как бы играет со зрителями. Его
ирония особенно проявилась в Хичкоковских
"предисловиях" и "послесловиях" к
каждому фильму в цикле "Альфред Хичкок
представляет", который был показан на канале REN-TV. Символично, что
именно на этом канале сняли цикл из 16 фильмов
(будем надеяться - пока) именно в жанре саспенс.
Этот цикл под подходящим названием "Черная
комната" с 22 сентября начал выходить на REN-TV,
а в октябре будет идти и на ОРТ. Да здравствует
российский саспенс! Но больше всего порадовало
не то, что в этих фильмах играют классные многими
любимые актеры, а то, что фильмы действительно
интересные. Мне посчастливилось увидеть их до
выхода на экраны телевизоров и я не смог
удержаться от соблазана пересказать их всем
родственникам и знакомым с неприменным
пожеланием: "Посмотрите обязательно!" Чего
собственно и вам желаю!
-