"Золотой треугольник".
Река Меконг. День девятый.
К точке впадения в Меконг реки
Кок сходятся, как к вершине треугольника границы
Лаоса, Таиланда и Бирмы. Испокон веков процветало
в этом удалённом от больших городов месте
выращивание мака и производство опиума.
Контрабанда опиума и сделала этот живописный
район "Золотым". Посетить "Золотой
треугольник" стоит хотя бы ради того, чтобы
полюбоваться видом реки Меконг. От Чан Рай я
добираюсь на рейсовом автобусе до небольшого
посёлка Чан Сай (Chiang Saen). Дальше регулярного
сообщения нет и на попутной машине меня подвозят
ещё с десяток километров до Соп Руак (Sop Ruak) -
буддистского монастыря, стоящего на холме в
месте слияния рек Кок и Меконг. Я поднимаюсь на
холм и передо мной открывается великолепный
пейзаж. Есть что-то магическое в этом месте.
Простор и ширь Меконга, тянущегося до горизонта,
отсутствие мостов, связывающих, и поэтому всегда
визуально приближающих к друг другу,
противоположные берега, невольно настраивают на
поэтический лад. "Чуден Меконг при тихой
погоде…Редкая птица долетит до середины
Меконга…"

Меконг
Музей опиума - памятник славной
эпохи, ушедшей в прошлое. Так уверяют
туристические справочники. Прошлое? В первый же
день сплава по реке Пай, в доверительной
обстановке вечером, сидя у костра, гид-лоцман
предлагает попробовать покурить "из старых
запасов". Трудно сказать, что это - правило или
исключение, но из общения с другими туристами
полагаю, что правило. Музейная коллекция трубок,
кальянов и других приспособлений для курения
напоминает магазины для туристов в
"красном" квартале Амстердама. А историко-археологическая
часть музея убеждает, что это "увлечение"
человечества -старо как мир.
Возвращаюсь автобусом в Чан Май.
Чан Май. Ночной рынок
контрабанды. День десятый.
Чан Май - второй по величине
город Таиланда. В центре города несколько
красивых старых буддистских храмов. Все они
разные, однако, уже не вызывают у меня того
энтузиазма, который был при первом свидании с архитектурой Бангкока.
Человек привыкает ко всему,
даже самому необычному! Я неторопливо обхожу
город по заранее намеченному маршруту. В отличие
от столицы, насыщенность и темп жизни улицы здесь
значительно ниже. Количество, переходя в
качество, делает город провинциальным.
Пожалуй, главная
достопримечательность города - ночной рынок
(Bazaar). Это древняя традиция: исторически через Чан
Май проходит торговый путь из Китая в Таиланд -
Малайзию - Сингапур, не потерявший своего
значения до наших дней. Рынок тянется на
несколько километров вдоль улицы Чан Клан (Th Chang
Khlan). Торговля разворачивается после захода
солнца и длится до полуночи. Купить можно всё что
угодно: контрабандные сигареты, кальяны для
курения опиума, ножи, сабли, кроссовки, сари,
галстуки, костюмы и бриллианты. В основном - все
товары китайского производства и стоят копейки.
Вот на прилавке часы - они буквально насыпаны
горкой. Хотите "Rollex"? Пожалуйста! Почти как
настоящие! Мои запросы скромнее - хочу купить
статуэтку Будды. Выбор огромный. Вот Будда
вырезанный из кости. Интересуюсь стоимостью. По
опыту знаю, что надо торговаться. Предлагаю треть
цены. Через пару минут сходимся на половине
первоначальной суммы.
К восьми часам собирается такая
толпа покупателей, что передвигаться становится
практически невозможно. Я дрейфую в сторону
выхода, рассматривая пёструю толпу разноязычных
покупателей и продавцов. Жаль, что время у меня
ограничено: надо идти на поезд, отправляющийся в
Бангкок.
Бангкок. Будда. День
одиннадцатый.
Возвращаюсь в Бангкок, как в
родной город. Проскальзываю через сутолоку
вокзала и показываю дорогу своим попутчикам по
купе. Я уже заранее облюбовал себе место для
ночлега - самый дружелюбный, спокойный и приятно
праздный район Кхао Сан (Khao San Rd), где
останавливаются и проводят время в разговорах и
общении "дикие" туристы с рюкзаками. Улицы
чище и шире, чем в китайском квартале, множество
кафе со столиками снаружи на террасах. Туристов
здесь больше, чем тайцев. В основном это молодёжь
20-30 лет хиппового вида. Атмосфера очень
оживлённая, чем-то напоминает Италию.
Обнаруживаю здесь много старых знакомых, с
которыми встречался на севере: "Где вы успели
побывать?" "Интересно?" "Дорого?" "А
вы?" "Куда теперь?"
Парень из Германии рассказывает
мне, что купил кусок шкуры тигра и теперь
опасается неприятностей на таможне. Мои же
сувениры более скромные - это фигурка Будды и
мануфактура. Собеседник оживляется и уверяет,
что скульптурные изображения Будды вывозить из
страны запрещено. Не может быть! Скульптурки
Будды из металла, камня и пластмассы продаются на
каждом шагу. Они стоят толпами, стадами и рядами,
как слоники на комоде во времена Райкина, всех
размеров от крошечных до почти в натуральную
величину. Запретить вывозить Будду из Таиланда,
это всё равно, что запретить вывозить Ленина из
Советского Союза! Но, в подкрепление своих слов,
парень находит и показывает мне цитату в своём
немецком путеводителе.
Шайзе!
Теперь я чувствую себя
контрабандистом. Скульптурка стоит недорого и
имеет для меня только эмоциональную ценность, но
рисковать в аэропорту не хочется. Решаю послать
её посылкой, а для этого надо ехать на
центральный почтамт, который находится в деловом
районе (Thanon Silon). Ехать туда рейсовым автобусом
около получаса.
Город здесь совсем другой, это
почти что Манхэттен! Многоэтажный, деловой,
фешенебельный. Банки, офисы, посольства, торговые
центры, дорогие гостиницы и рестораны,
полицейские на каждом шагу. Зазывалы и
приставалы здесь уже в галстуках и белых
рубашках. Но… всё те же облака чёрных выхлопных
газов, поднимающиеся над двухъярусными
бетонными автострадами, накрывающими город. Все
полицейские - регулировщики стоят в марлевых
масках, что делает их похожими на бандитов -
налётчиков.
Без труда нахожу почтамт.
Почтовые служащие очень любезны: "Отправить
самым дешёвым способом? По морю? Дойдёт за два
месяца." "ОК!" И цена Будды возрастает
более чем в десять раз. Это удар ниже пояса!
Плавучий рынок. День
двенадцатый.
Рано утром отправляюсь на
плавучий рынок в Дамнон Садук (Damnoen Saduak),
расположенный в ста километрах на юго-запад от
Бангкока. После двух часов езды в автобусе,
пересаживаюсь на моторную лодку и, наконец, я на
месте. Несколько соединённых между собой узких
каналов, по которым, расталкивая друг друга,
стараются протиснуться небольшие джонки. Трудно
сказать, кого больше - продавцов или
покупателей. Торгуют
преимущественно сувенирами и различными
фруктами. Лодки продавцов нагружены так, что едва
не тонут. По берегам также идёт бойкая торговля. Я покупаю гроздь маленьких
бананчиков и плоды хлебного дерева - типичный
завтрак туриста.
Плавучий рынок
В целом рынок рассчитан на
туристов и производит весьма удручающее
впечатление - тайский вариант потёмкинской
деревни на воде. Настоящие азиатские плавучие
рынки ушли в прошлое! Возвращаюсь автобусом в
Бангкок.
Сегодня начинаются официальные
праздники в честь дня рождения короля. Короля
зовут Рама Десятый. Большой фантазией тайские
короли не отличаются - все они Рамы. В честь
каждого Рамы в Бангкоке есть улица или проспект,
например Рама III, Рама IV и так далее. Все эти
римские цифры в беспорядке разбросаны на карте
города, как островки чего-то знакомого,
европейского, в диссонансе с азиатскими
названиями остальных улиц.
Королю исполняется семьдесят
лет, но определить это по многочисленным
громадным портретам, которыми на советский манер
увешаны все улицы, магазины, вокзалы и офисы, - невозможно.
На большинстве портретов король изображён в
военной форме, и ему не дать больше сорока лет. Но
на некоторых щитах -
это студент-очкарик, музицирующий на тромбоне, а
кое-где - трёхлетний младенец на руках у мамочки.
Таким Владимира Ильича в Советском Союзе не рекламировали! А, в остальном, всё
очень похоже, чувствуется казёнщина.
Праздник начинается массовым
парадом парашютистов. В небе сотни разноцветных
парашютов различной формы с длинными яркими
хвостами. Я спешу на центральную площадь возле
королевского дворца. Здесь установлено
несколько огромных сцен, на которых выступают
ансамбли индийских - тайских танцев, либо
оркестры исполняют национальную музыку.
Массовыми эти гуляния
не назовёшь. На некоторых
сценах исполнителей больше, чем зрителей. В
основном публика концентрируется возле палаток
с бесплатно раздаваемой кашей, похожей на пудинг.
И не зря - это действительно вкусно!
Паттая. День тринадцатый.
Паттая (Рattaya) находится на море в
ста пятидесяти километрах на юго-восток от
Бангкока. Советую посетить этот город, если вы
любите купаться в стоках канализации, либо
хотите дешево и быстро сшить себе костюм, либо
хотите посмотреть, что представляет собой
секстуризм.
Пятьдесят тысяч местных жителей и миллион приезжих
в сезон так испачкали бухту, что городские власти
были вынуждены повесить предупреждающие плакаты
на английском языке: "Плаванье в море
представляет риск для вашего здоровья!" И,
всё-таки, кое-кто плещется в мутных волнах прибоя.
По-видимому, это приезжие из Германии и России,
составляющие согласно официальной статистике,
основную часть отдыхающих. Либо не все из них
владеют английским, либо они закалены купаниями
в Одессе и Феодосии.
Десятки магазинчиков и
мастерских предлагает пошить вам костюм за
пятьдесят долларов, включая материал. Портные
- индусы и пакистанцы. Сегодня - залог, завтра -
примерка, послезавтра - готово! Но мне пошить
костюм никто не предлагает - я здесь поистине
"белая ворона", хотя уже порядочно
просмолившаяся на солнце. Основная публика это
секстуристы. Говорят, что начало развития
сексиндустрии в Паттая связано с американскими
морскими пехотинцами (GI), база которых находилась
здесь неподалёку. Обилие сексбаров, проституток,
геев и травеститов поражает. Куда там
амстердамским "красным" кварталам!
Отъезд. День
четырнадцатый.
Последняя страница этой поездки
- первая страница нового путешествия, нового дня,
нового мира, новых приключений!