- Игорь Быстров
-
- ГОРЕТОВ СТАН
-
- Горетов стан -
административно-территориальная единица
Московского княжества с самого начала его
существования (XIII век), а затем и Московской Руси
вплоть до реформ Петра I, когда в 1714 году было
введено деление России по губерниям.
- Название “Горетов стан” происходит
от имени реки Горетовки (Горетва, Горедва),
протекающей по территории этого стана. В русском
языке “стан” - “временная оборудованная
стоянка” (полевой стан, стан воинов и т.п.). Ранее
станом называлось также место, где осенью после
уборки урожая останавливался сборщик дани,
податей - доверенное лицо князя, владетеля
окружающей местности.
- Слово “стан” сменило более древнее
название подобных мест - “погост” (от слова
“гостить”), сюда приезжали “гости” (купцы) для
торговли, здесь располагалась церковь и кладбище
при ней. Сюда приезжал сам князь с дружиной для
сбора дани. С укреплением власти князя
необходимость таких разъездов отпала: население
в установленный срок стало свозить дань в
определенное место - “стан”. Станом стали
называть и всю округу, куда свозились подати. За
словом же “погост” сохранилось значение
“кладбище”.
- Горетов стан целиком располагался в
бассейне рек Сходня (Всходня) и Горетовка. Его
граница на западе и юго-западе проходила по реке
Истре до ее впадения в Москву-реку, на юге - по
Москве-реке до впадения в нее реки Сходня, на
востоке - от Москвы-реки примерно по нынешнему
каналу имени Москвы до реки Клязьмы и далее вверх
по Клязьме до впадения в нее реки Радомля, на
севере - по реке Радомля к реке Истра, включая
село Соколово, что неподалеку от нынешнего
Истринского водохранилища.
- Наиболее подробно мы будем
рассказывать о селах и деревнях, расположенных в
окрестностях Зеленограда, иногда
затрагивая при этом и села соседних станов,
например, Поварово (точнее, Поворово, как оно
писалось до 1941 года), находящееся сразу за рекой
Радомля в Почерневом Стане, Льялово, что сразу за
Клязьмой в стане Манатьин.
- Славяне массово заселили территорию
Горетова стана лишь в начале XI века. Кто же
населял эти земли до прихода славян?
-
-
- Первыми племенами, населяющими
территорию Горетова стана, этническая
принадлежность которых достоверно известна,
были угро-финские племена. Начав свое расселение
с Зауралья, они к VIII-VII векам до н. э. заселили
значительную часть лесной Восточной Европы, в
том числе бассейны Москвы-реки, Оки. В археологии
оставленные ими следы материальной и духовной
деятельности известны под названием дьяковской
(и позднедьяковской) культуры.
- В середине I тысячелетия до н. э. на
восток начинают продвигаться балтские племена. В
результате на Верхней Оке образуется
восточно-балтское племя галдов (голдов). Это имя
известно как по западно-европейским источникам,
так и по русским летописям (“голядь”). Галды
населяли Верхнюю Оку около тысячи лет, в
археологии их культура известна под названием
мощинской. По литовски “галас” - “конец”, таким
образом, галды, голядь - это “окраинные” балты.
Голядь дважды столкнется с вятичами: на Оке и на
Горетовке, но об этом ниже.
- В самом начале VIII века нашей эры на
Верхнюю Оку, на территорию, занятую голядью,
пришла группа славян-вятичей. Племя голядь
раскололось на три части: часть вернулась на
запад, на исконно балтские земли, часть была
ассимилирована вятичами, а остальные ушли к
верховьям Москвы-реки и, продвигаясь вниз по ее
течению, к концу IX века достигли берегов реки
Горетовки. Здесь они начали смешиваться с
издавна обитающим на территории Горетова стана
финским племенем неря. Однако этот процесс не
завершился: в XI веке они были ассимилированы
славянами.
-
-
- Откуда же пришли вятичи? Повесть
временных лет о происхождении вятичей сообщает:
“...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два
брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша
Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко
седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася
же вятичи”.
- Летописное упоминание “от ляхов”
вызвало обширную литературу, в которой, с одной
стороны, обосновывалась возможность именно
польского (“от ляхов”) происхождения вятичей (в
основном это польские истоки), а с другой стороны
высказывалось мнение, что речь идет об общем
направлении продвижения вятичей, то есть с
запада.
- Анализ вятичских древностей при
раскопках показывает, что они ближе всего к
материальным археологическим свидетельствам
верховьев Днестра, а, значит, скорее всего, вятичи
пришли оттуда. Пришли без каких-либо
особенностей, и только изолированная жизнь в
верховьях Оки и метисация с “окраинными”
балтами - голядью - привели к племенному
обособлению вятичей.
- С верховьев Днестра на северо-восток
ушла с вятичами большая группа славян: будущим
радимичи (во главе с Радимом), северяне -
юго-западней вятичей, и еще одна славянская
группа, дошедшая до верховьев Дона. Эта группа
славян через два века была вытеснена половцами.
Название ее не сохранилось. В одном хазарском
документе упоминается славянское племя
“сльюин”. Возможно, это они ушли на север в
Рязань и слились с вятичами.
- Имя “Вятко” - первого главы племени
вятичей - является уменьшительной формой от
имени Вячеслав.
- “Вяче” - древнерусское слово,
означающее “больше”, “более”. Это слово
известно также в западно- и юго-славянских
языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав -
“более славный”.
- Это подтверждает гипотезу о западном
происхождении вятичей и иже с ними: имя Болеслав
наиболее широко распространено у чехов, словаков
и в Польше.
- Захоронения в вятичских курганах
очень богаты вещевым материалом, как в
количественном, так и в художественном
отношениях. В этом они существенно отличаются от
захоронений всех других славянских племен.
Особенным разнообразием вещей характеризуются
женские захоронения. Это свидетельствует о
высокой развитости культовых представлений (а
значит, идеологических) вятичей, о степени их
самобытности, а также об особом отношении к
женщине.
- Этноопределяющим признаком вятичей
при раскопках являются семилонастные височные
кольца, найденные в сотнях женских погребений. Их
носили на головной ленте из кожи, ткани или луба,
покрытого тонкой полотняной плетеной тканью. На
лбу ткань украшалась мелкими бусинками,
например, из стекла желтого цвета вперемешку с
просверленными вишневыми косточками. Кольца
продевались одно над другим в сложенную вдвое
ленту, нижнее кольцо подвешивалось на месте
сгиба ленты. Ленты свисали с правого и левого
висков.
- Арабские источники говорят об
образовании в VIII веке на территории, занимаемой
славянскими племенами, трех политических
центров: Куябы, Славии и Артании. Куяба (Куява),
по-видимому, была политическим объединением
южной группы славянских племен с центром в Киеве
(Куяве), Славия - объединением северной группы
славян во главе с новгородскими славянами.
Артания, скорее всего, представляла собой союз
юго-восточных славянских племен - вятичей,
радимичей, северян и неизвестного по имени
славянского племени, обитавшего в верховьях
Дона, но покинувшего эти места в конце X века из-за
набегов кочевников.
- С IX века усилившийся Хазарский
каганат начинает войны на севере своих границ со
славянскими племенами. Полянам удается отстоять
свою независимость, племена же вятичей,
радимичей и северян были вынуждены выплачивать
дань хазарам. Вскоре после этих событий, в 862 году
захватывает власть в Новгороде и становится
князем князь Рюрик. Его преемник - новгородский
князь Олег в 882 году завоевывает Киев и переносит
сюда из Новгорода центр объединенного Русского
государства. Сразу же после этого Олег в 883-885 г.г.
накладывает дань на соседние славянские племена
- древлян, северян, радимичей, одновременно
освобождая северян и радимичей от уплаты дани
хазарам. Вятичи же еще в течение почти ста лет
были вынуждены выплачивать дань хазарам. Желая
сохранить независимость, часть вятичей начинает
уходить вниз по Оке и, дойдя до устья Москвы-реки,
разделяется: часть занимает приокские
территории Рязанской земли, другая часть
начинает продвигаться вверх по Москве-реке.
- В это время вниз по Оке-реке
продвигается киевский князь Святослав: он
замыслил завоевать булгар и хазар. И, проходя по
Оке, он, как пишет летопись, “налезе на вятичи...”.
- “Налезе” означает по древне-русски -
“внезапно встретил”. Можно предположить, что
произошла, вероятно, сначала небольшая стычка, а
потом было заключено между вятичами и
Святославом соглашение, которое заключалось в
следующем: “Хотя мы до этого платили дань
хазарам, но отныне станем платить дань вам;
однако же нужны гарантии - ваша победа над
хазарами.” Это было в 964 году. Следом Святослав
разгромил булгарское княжество на Волге, и сразу
же двинувшись вниз по реке, разгромил столицу
хазар в низовьях Волги и другие их основные
города на Дону (после этого Хазарский каганат
кончил свое существование). Это было в 965 году.
- Естественно, вятичи не собирались
выполнять свои обязательства, иначе зачем же
князю Святославу снова в 966 году приводить к
покорности вятичей, т.е. снова заставлять их
платить дань? Подчинил - заставил платить.
- Видимо, некрепкими были эти платежи,
если через 20 лет в 985 году князю Владимиру снова
придется идти походом на вятичей, и на этот раз
окончательно (а у вятичей не было другого выхода)
привести к дани вятичей. Именно с этого года
вятичи считаются входящими в Русское
государство. Считаем все это неточным: платеж
дани не означает вхождения в государство,
которому платится дань. Правители остаются
“своими” (сравни: хазары - славяне, татары - Русь).
Итак, именно с 985 года, вятичская земля осталась
относительно самостоятельной: дань платили, но
правители оставались своими.
- Все же именно с конца X века вятичи
начинают массово овладевать Москвой-рекой и
занимают, как конечный итог один из притоков
Москвы-реки - Горедву (позднее она будет
называться Горетовкой). В начале XI века их
движение внезапно застопорится: завоевывая и
ассимилируя фино-угорские земли, вятичи вдруг
сталкиваются на севере со славянским же племенем
кривичей. Возможно, принадлежность кривичей к
славянам и не остановила бы вятичей в их
дальнейшем продвижении (тому в истории мы тьму
примеров слышим), но вассальная принадлежность
вятичей сыграла свою роль (конечно, нельзя не
учитывать и родственность языка, хотя в те
времена такой аргумент и не являлся решающим),
ведь кривичи уже давно вошли в состав России.
-
-
- Путь кривичей в Волжско-Окское
междуречье был извилист и занял около пяти веков.
Примерно в V веке нашей эры в Южной Прибалтике
образуется союз прусских, литовских племен и
славянского племени венедов. Во главе союза,
согласно легенде, стояли два брата - Видевут и
Брутен. Видевут олицетворял светскую власть,
Брутен, принявший титул “Криво-Кирвайто”, -
религиозную власть. Есть древние свидетельства,
что возникший союз племени назывался Брутенией,
по имени первого жреца - Брутена. Позже
нарицательным именем “криве” стали называть
верховного жреца.
- Видимо, Криво-Кирвайто
модернизировал языческую религию с верой в богов
стихий во главе с Перкунсом (Перуном), несколько
приблизив ее к древнеримскому образцу (отметим,
что это было во время окончательного распада
Римской империи). Главное святилище (религиозный
центр) располагалось в Ромове (сравните - Рим),
братьям Видевуту и Брутену соответствуют
братья-близнецы Ромул и Рем, упоминаемые в
легенде об основании Рима, в почитании римских
братьев-близнецов фигурирует “римское дерево”,
которому можно поставить в соответствие
священный дуб главного святилища в Ромове. Этот
дуб на расстоянии трех шагов от него и в высоту на
семь локтей (примерно на три с половиной метра) со
всех сторон был скрыт от непосвященных богато
убранными занавесями. На дубе находились
изображения трех главных богов во главе с
Перкунсом (Перуном).
- Каждый из богов символизировал связь
с одной из трех космологических зон (трех частей
“мирового дерева”) - небом, землей и
расположенным между ними живым и неживым миром.
Криве хранил вечный огонь у дуба, принимал
участие в жертвоприношениях, давал важные
советы, был духовидцем и занимался
предсказаниями (говорил “устами бога” согласно
легенде), был посредником между жизнью и смертью,
т.к. пруссы, литовцы и венеды верили в воскресение
плоти и в будущую жизнь (отсюда происхождение
слова “смерть”; с - хороший, мерт - сон, т.е.
“хороший сон”).
- Легенда говорит, что Криве,
почувствовав себя немочным, сжег себя
добровольно в священном костре. Этот обычай
умерщвления или добровольной смерти потерявшего
силу вождя, символизировавшего силу племени,
существовал у всех индоевропейских народов от
ариев Древней Индии до германцев и славян.
- Само слово “криве” означает
“искревленная палка”, “посох” (точнее “палка с
обработанным комлем в виде набалдашника на
конце”) - символ власти. От слов “кий”, “крак”, а
от них названия городов “Киев”, “Краков”. От
этого же гнезда слов произошли фамилии и
прозвища Кучка, Крюк, Крюков. Аналогичные
образования можно найти у других
индоевропейских народов, например, у древних
греков и осетин. Образовавшийся союз
южно-прибалтийских племен оказался непрочным:
славянское племя венедов, избрав своего
Криве-жреца, в VI веке, во время великого
переселения народов, совершило поход на восток и
осело к югу от Псковского озера вдоль реки
Великой (район от Пскова до Великих Лук), вытеснив
оттуда и частично ассимилировав угро-финское
племя весь (современные вепсы). По названию
своего жреца племя стало именоваться кривичами.
Два века спустя, в VIII-XI веках, кривичи занимают
полоцкие, витебские и смоленские земли,
смешиваясь здесь с местным балтским населением.
Происходит разделение кривичей: псковские
кривичи образуют союз с новгородскими словенами,
а словенско-полоцкие кривичи продолжают
занимать области на восток от Смоленска и,
продвигаясь севернее Москвы-реки, к XI веку
занимают северную часть волжско-окского
междуречья, область, где проживало угро-финское
племя меря. Здесь они встретились с вятичами.
-
-
- Горетов стан и Москва (еще до своего
возвышения) находились на перекрестке важных
торговых путей с севера на юг и с запада на
восток. Приведем два факта в подтверждение этого.
В 1837-1838 годах в Москве на Пречистенке (в советское
время Кропоткинская набережная) был найден клад
серебряных арабских монет IX века, позже находили
и отдельные точно датированные арабские монеты -
дирхемы, один из которых чеканен в 862 году, второй
- в 866 году. Эти находки являются несомненным
свидетельством развитых торговых связей
проживающих по Москве-реке и ее притоками племен
с закавказьем и хорезмом. Другой факт: на
пограничье с вятичами по среднему Дону, Осколу и
верхнему Северному Донцу хазары в IX веке ставили
крепости, назначением которых был также контроль
над донским торговым путем. Подати, взимаемые с
проходящих торговых караванов, составляли
немалую долю доходов хазарского каганата.
Потому-то торговый путь от балтийского моря и
Новгорода, ведущий через реки Мсту, Тверцу,
Верхнюю Волгу, Всходню (здесь возможен вариант -
через Волоколамск), Москву-реку, Оку, волоком к
Дону и далее по Дону через Азовское море в Черное
море, можно назвать вторым путем “Из варяг в
греки” в отличие от первого пути - по Днестру.
Видимо, второй торговый путь существовал и до IX
века, во всяком случае, его большое значение для
внутриплеменных связей несомненно при полном
отсутствии сухопутных дорог в лесных чащах.
- Определение структуры торгового пути
через Сходню (Горетовку), Москву-реку и Оку
неожиданно помогает нам перейти к анализу
происхождения названий этих рек.
-
-
- Предлагаемая гипотеза основана на
ряде частных известных ранее предположений,
часть из этих предположений подвергнута
коррекции. Выскажем сначала нашу гипотезу
вкратце, а затем перейдем к детальному анализу.
- Водный путь по Горетовке, Москве, Оке
представлялся угро-финским племенам вариантом
мирового дерева, которое в своих трех частях
представляет: верх дерева (ветви) - река Горетовка
(Всходня), т.е. “верхняя” река, середина дерева
(ствол) - река Москва, т.е. “связующая” река, низ
дерева (корни) - река Ока, т.е. “нижняя” река.
- А теперь подробнее. Жившие в течение
полутора тысяч лет в бассейнах рек Горетовка,
Москва, Ока угро-финские племена включили
указанный водный путь в систему своего
мировоззрения, в основе которого, как и у всех
других на Земле (без исключения) племен, лежало
понятие мирового дерева. Мировое дерево когда-то
было установлено первопредком - основателем
племени. Низ дерева (корни) выражал рождение
человека племени, середина дерева (ствол) - его
жизнь в племени, верх дерева (ветви) - завершение
жизни в племени, уход к предкам. Это движение к
предкам было движением вперед, что нашло свое
очевидное отражение во многих языках. Обратимся
к слову “предок”: это тот, кто “перед”,
“впереди”. Конечно, возможным было обратное
движение от предков к племени, но такое движение
мыслилось как чрезвычайное явление и требовало
особых усилий от людей племени - жертв, призывов -
молитв, а потому и вызывали это “движение”
особые люди - жрецы. Мировое дерево представляло
в пространственной модели мира вертикальную
проекцию, горизонтальная проекция
представлялась в виде центра (племя = мировое
дерево) и четырех частей света (все чужое).
Мировое дерево служило для построения самых
разных отношений в племени и природе. Вот
несколько примеров таких триад: ночь - утро - день,
мать - сын - отец, луна - земля - солнце, колос -
стебель - корень.
- Называть религией такое
космологическое построение было бы неточным.
Правильность такой модели мира подтверждалась
коллективным опытом племени, а потому эта модель
вместе с ритуалом для каждого характерного
события в жизни человека и племени была скорее
еще не расчлененным знанием - историей, правом,
медициной, литературой, искусством, математикой,
этикой, географией одновременно.
- По мнению современных
исследователей, основные торговые пути в
рассматриваемом нами регионе в древности были
направлены с севера на юг, поэтому не будет
удивительным предположение, что именно
транспортный путь по рекам Горетовке, Москве, Оке
был освящен посредством включения его в общую
космологическую систему, т.е. представлен в виде
мирового дерева с вершиной - рекой Горетовкой,
стволом - рекой Москвой, и корнями - рекой Окой.
-
-
- Есть предположение известного
историка И.Е. Забелина: ”В древности Сходня
называлась Горетвой, так как она протекает по
гористой местности, а потом “Всходней” стали
называть всю реку, а старое название сохранилось
только за ее правым притоком р.Горетовкой”.
- Мое предположение иное: гидроним
“Горетовка” является переводом с языка
угро-финского племени меря название этой реки.
Само слово “Горетовка” происходит от
древнерусского слова “горе” - “вверх”,
“наверх”, чаще всего, от берега реки (см.
“Словарь русского языка XI-XVII вв.”, вып. 4, 1977 г.).
Таким образом, слово “Горетовка” означает
“всходняя” и является, по существу синонимом
слова “Всходня”.
- Как же племя меря называло реку
Горетовку?
- Язык племени меря не сохранился. Но в
близком к нему вепском языке есть слово,
образующее куст слов со значениями, вполне
укладывающимися в схему “мирового дерева”,
точнее, верхней части мирового дерева:
- “пэ” - голова, вершина, колос, край,
над;
- “пэй” - светло, солнце, день;
- “пэле” - на;
- “пэмез” - глава, начальник;
- “пэлпей” - сверху.
- Для нашей гипотезы важно лишь то, что
река Горетовка в переводе с языка меря
называлась “Верхняя”; название Горетовки может
звучать так: Пэйоки = пэ + йоки = верх + река или
Пэлна = верхняя.
- Добавим к этому рассуждению еще один,
хотя и небольшой, аргумент. Захоронения у
угро-финских племен производились в направлении
север-юг, что хотя бы в некоторой мере также
служит подтверждением мысли о то, что верх в
рассматриваемой географической интерпретации
(как голова погребенного) направлен к северу
(река Горетовка).
- Когда вятичи ознакомились с
бассейном реки Горетовки (а это могло произойти
гораздо раньше массового заселения ими этих
мест, т.е. раньше начала XI века, - через торговцев,
которые по совместительству были и
разведчиками), они перевели угро-финское
название реки на древнеславянский, точнее
вятичский, язык. Так возникло название
“Горетовка”. Возникновение этого названия
можно датировать X веком.
- Но при переводе названия реки была
допущена неточность.
- Вятичи не восприняли угро-финское
название реки как элемент мирового дерева: для
них Горетовка была рекой, за которой далее надо
было выходить “горе”, “наверх”, чтобы далее на
север продвигаться волоком.
- Иными словами, у вятичей было другое
представление о назначении рек как транспортных
и торговых путей. Уточнить эту нашу догадку
помогает то, что в Окском бассейне было четыре
населенных пункта с названием Горетово
(Горетовка), они и сейчас еще сохранились: 1) дер.
Горетовка в верхнем течении реки Горетовки;
(будем называть его “северное” Горетово); 2) село
Горетово на Москве-реке в 20 км северо-западнее
Можайска (“западное” Горетово); 3) дер. Горетово,
расположенная на Оке в 2 км восточнее Луховиц,
примерно на полдороге между Коломной и Рязанью
(“южное” Горетово); 4) дер. Горетово,
расположенная за Рязанью по течению Оки
(“дальнее” Горетово).
- Все перечисленные селения Горетовы
расположены в местах, откуда удобен выход на сушу
для дальнейшего передвижения волоком.
- О “западном” Горетове, что под
Можайском, есть интересное сообщение Сигизмунда
Герберштейна, посла германского императора,
побывавшего с посольством в Москве в 1517 и 1526 г.г.:
“Москва становится судоходной только за 6 миль
выше Можайска. В этом месте грузят на плоты и
доставляют в г.Москву материал для постройки
домов и других потребностей. А ниже города товары
и прочее, ввозимое иноземцами, доставляется на
судах” (С.Герберштейн. Записки о Московии. Изд.
МГУ, 1988, стр. 129).
- “6 миль выше Можайска” - это как раз в
районе Горетова. именно здесь был перевалочный
пункт, за которым шел путь “горе”, на сушу и
далее на запад в Польшу и Литву или на север к
Пскову и Новгороду через Волоколамск.
- Из “южного” Горетова (между Коломной
и Рязанью) существовал удобный переход сухим
путем на Дон и далее к Азовскому и Черному морям.
Подобный переход на Дон был и у “дальнего”
Горетова (в Рязанской земле). Об этих путях
упоминает английский посол в России: “По Дону
можно из Москвы доехать водой до Константинополя
и во все части света.. это недавно было доказано
одним посланником, отправленным в
Константинополь, который плыл сперва
Москвой-рекой, потом вошел в другую, называемую
Окой, тут перетащил лодку свою на Дон, а отсюда
уже всю дорогу плыл водой”.
- По аналогии с тремя рассматриваемыми
“всходными” путями естественно предположить,
что р.Горетовка своим названием также отмечала
“всходный” транспортный и торговый путь
(северный), т.е. такой путь, который переходил с
реки на сушу.
- Если принять нашу гипотезу о
происхождении названия “Горетовка”, то ясно,
что слова “Горетовка” (“Горедва”) и “Всходня”
(“Сходня”) - синонимы, означающие “речной путь
со всходом на сушу”. Один такой “всход”
очевиден: это переход по суше (около 3 км) с р.
Сходня на р. Клязьма в районе нынешнего
Новоподрезкова. Второй “всход” не так очевиден:
это дер. Горетовка, в окрестностях которой,
видимо, заканчивался судоходный путь и далее
следовала переправа в бассейн Верхней Волги и
далее к Твери и Новгороду.
- Глубокая древность торгового пути по
р. Горетовке позволяет утверждать, что в районе
д.Горетовки еще до XIII века велась оживленная
торговля с купцами и обслуживание волока.
- Перейдем теперь к выяснению
происхождения названия “Москва”.
-
-
-
- Существует до десятка разных версий о
происхождении названия реки “Москва” (название
рек древнее одноименных названий городов).
- Несостоятельность ряда версий давно
общепринята: из угро-финских языков - от
“москва” = “медведь” и “ава” = “мать”, от
“муста” = “черный” и “ва” = “вода”, от “моск”
= “корова” и “ва” = “вода”.
- В настоящее время соперничают три
версии происхождения названия “Москва”:
- 1) имя “Москва” относится к
балтийскому языковому слою топонимии
Подмосковья, т.к. в балтийской топонимике
находится много языковых соответствий: Мозгава,
Мускава, Москотово и др. (Топоров В.Н.);
- 2) имя “Москва” исконно русского
происхождения; исходное - “мозг”, “моск”
(“промозглый”, “мокрый”);
- 3) имя “Москва” балто-славянского
происхождения; происходит от слова “мост”,
“мостки”, “мостковая”. Впервые эту версию в
печати высказал русский поэт и писатель
А.Р.Сумароков в середине XVIII века. Ныне эта версия
получила развитие: “мост” стали понимать как
“связь”, а гидроним “Москва” как “мостковая,
“связующая”.
- Дальнейшее наше рассуждение будет
похожим на рассуждение о происхождении названия
реки “Горетовка”. Итак...
- Мое предположение таково: гидроним
“Москва” является переводом с языка
угро-финского племени меря названия этой реки.
- Само слово “Москва” происходит от
древнерусского слова “мост”, “мостки”,
“мостковая”. Таким образом, слово “Москва”
означает “мостки”, “мостковая”.
- Как же племя меря называло реку
Москву?
- В ответе на этот вопрос мы подходим к
центральному аргументу нашего доказательства
предложенной гипотезы. Сразу сообщим наш главный
аргумент в отношении происхождения гидронима
“Москва”.
- В вепском языке, близком к
исчезнувшему языку меря, имеется куст слов по
интересующей нас теме:
- “сюдэ”, “сюдэй” - нутро,
внутренность, сердце;
- “сюуд” - мост, настил;
- “сюу” - причина, вина;
- “сюуг” - спина, тетива (т.е. то, что
связывает);
- “сюум” - глаз;
- “сюнд” - Бог (т.е. тот, кто в центре,
середине, причина всего).
- Для нашей гипотезы важно лишь то, что
река Москва в переводе с языка меря называлась
“Средняя”, “Внутренняя”; все же в первом
приближении название Москвы может звучать так:
сюдэйна, средняя (река).
- Когда вятичи ознакомились с
бассейном Москвы-реки, они перевели угро-финское
название реки на древнеславянский язык:
Мостковая, Мостки; отсюда и - Москва.
Возникновение этого названия можно датировать X
веком.
- Но, как и при переименовании названия
“Горетовка”, вятичи не восприняли угро-финское
название реки как элемент мирового дерева: для
них Москва была рекой, на которой и вдоль которой
было много мостов через реки, ручьи и овраги.
- Гораздо труднее включить в понятие
мирового дерева название реки “Ока”. Вятичи
пришли на Оку на два-три века раньше, чем на
Москву-реку и Горетовку, и словообразование
наверняка совершалось по-другому. Пока придется
ограничиться следующим обстоятельством: в ряде
угро-финских языков (марийском, чувашском,
вепсском) слово “ака” означает “женщина”,
поэтому можно предположить, что “Ока” - женская
нижняя река. Здесь перевода на вятичский язык не
произошло, возможно, из-за того, что у вятичей при
их приходе на верхнюю Оку в VIII веке была другая
система топонимических названий.
-
-
- Для вятичей XI век - это время
частичной и даже полной независимости.
- К началу XI века, когда вятичи заселили
территорию Горетова стана (бассейн рек Всходня и
Горетовка), область их расселения достигла
максимального размера и занимала весь бассейн
верхней Оки, бассейн средней Оки до Старой
Рязани. весь бассейн Москвы-реки (включая Горетов
стан), верховья Клязьмы.
- Что касается Горетова стана, то его
границы подтверждаются следующими фактами:
- а) материалы археологических
раскопок показывают, что северная граница
расселения вятичей проходила примерно по реке
Радомля: к северу уже жили кривичи;
- б) по современным лингвистическим
исследованиям граница между окающими говорами
(кривичи) и акающими говорами (вятичи) русского
языка проходит также по реке Радомля (т.е.
северной границе Горетова стана);
- в) в несколько более позднее время
Горетов стан всегда находился на особом
положении у московских князей - он был их личной
вотчиной. Землями из своей вотчины они наделяли
своих личных служивых людей, тех, кто всегда
должен быть под рукой, - от подчиненных ему
служилых князей до княжеских псарей и конюхов.
Для контраста отметим, что землями к востоку от
Клязьмы (т.е. от восточной границы Горетова стана)
распоряжался дмитровский удельный князь, а
землями к западу от реки Истры (т.е. от западной
границы Горетова стана) распоряжался
звенигородский удельный князь, хотя оба они по
договору подчинялись московскому князю.
- Вятичская земля среди всех других
земель Древней Руси находилась на особом
положении. Вокруг, в Чернигове, Смоленске,
Новгороде, Ростове, Суздале, Муроме, Рязани, была
уже государственная, княжеская власть,
развивались феодальные отношения. У вятичей же
сохранилось родо-племенные отношения: во главе
племени стоял вождь, которому подчинялись
местные вожди - старейшины рода.
- Видимо, один из таких родов и заселял
область Горетова стана, а также район Москвы с
окрестностями.
- Из летописей известны лишь два имени
вятичских племенных вождей: Вятко -
родоначальник племени (VIII век) и Ходота.
Лаврентьевская летопись под 1096 годом сообщает:
“...а в вятичи ходихо по две зимы на Ходоту и на
сына его...”. Из этой краткой записи можно извлечь
два интересных соображения.
- Во-первых, если летопись считала
достойным упомянуть сына Ходоты, то он занимал у
вятичей особое положение. По моему
предположению, власть у вятичей была
наследственной, и сын Ходоты являлся наследником
отца. Для нас это будет представлять интерес,
когда позже пойдет речь о боярине Кучке.
- Второе соображение. В
“Этимологическом словаре славянских языков”
(вып. 8, 1981 г.) находим: “ходота” - “колдунья”,
“чародейка”, “ночная бабочка”. И далее
“ходатай” - “посредник”, “проситель за
кого-либо”, “заступник”. И, наконец: “ходить” -
“то же, что идти, но движение повторяющееся”.
Значит, Ходота - это человек, имеющий доступ (ход)
к богам племени, проситель перед богами за свое
племя, т.е. жрец. Но, если со жрецом воюют, то в его
руках и светская власть. Вывод: духовная и
светская власть у вятичей была в одних руках.
- Не так, если мы вспомним братьев
Видевута и Брутена, было у кривичей. Там духовная
и светская власть были разделены. Такое
разделение властей сохранилось и позже: духовную
власть в Новгороде и Пскове олицетворял
посадник, светскую - князь.
- Эта разница в структуре власти между
вятичами и кривичами скажется позднее и на
структуре государственного устройства в Москве
и Новгороде и даже на характерах новгородцев,
тверичей и москвичей.
- В заключение этого локального
историко-лингвистического рассуждения еще один -
в несколько строчек этимиологический экскурс.
- Лингвистами доказано, что слова
“ходить” и “сидеть” имеют общее происхождение.
Значит, они должны иметь и какой-то общий смысл.
но как раз в этой части возникают большие
затруднения. Исходя из вышесказанного, можно
предположить, что общим смыслом для этой пары
глаголов является указание на функцию обращения
жреца к богам: глагол “ходить” выражает функцию
сакрального “хождения” к богам, глагол
“сидеть” выражает функцию состояния жреца при
обращении к богам (он сидит на кресле, троне).
Отсюда, видимо, происходит слово “посадник”;
балтские языки (языки предков кривичей) не знают
слов с корнем “ход”.
- Вернемся, однако, к исторической
канве нашего рассказа.
- С приходом вятичей в начале XI века в
Горетове стане образовалась крутая этническая
закваска: в IX веке пришедшее сюда балтское племя
голядь смешалось с аборигенами - угро-финским
племенем меря, в начале XI века пришедшее сюда
славянское племя вятичей влило новую свежую
струю в кровь местного населения. Такая смесь
этносов всегда приводит через несколько
поколений к взрыву психической и творческой
энергии народа. Это и произойдет позже.
- Во время правления Ярослава Мудрого
(1019-1054) вятичи в летописях совсем не упоминаются,
как-будто бы между Черниговом и Суздалем нет
никакой земли, или эта земля не имеет никакого
отношения к бурлящей жизни Киевской Руси. Более
того, в летописном списке племен этого времени
вятичи тоже не упоминаются. Это может означать
лишь одно: вятичская земля не мыслилась в составе
Руси. Скорее всего, Киеву платилась дань, и на
этом взаимоотношения заканчивались. Трудно
предположить, что дань во времена Ярослава
Мудрого не выплачивалась: Киевская Русь была
сильна, едина, и Ярослав нашел бы средства
образумить данников.
- Но после смерти Ярослава в 1054 году
положение резко меняется. Между князьями
начинаются междоусобицы, и Русь распадается на
множество больших и малых удельных княжеств.
Здесь уж совсем не до вятичей, и они наверняка
прекращают выплату дани. Да и кому платить? Киев
далеко и не граничит уже с вятичской землей, а
другим князьям еще надо с оружием в руках
доказать свое право взимать дань.
- Есть немало свидетельств полной
независимости вятичей во второй половине XI века.
Одно из них приведено выше: полное умолчание в
летописях.
- Вторым свидетельством может служить
отсутствие полного пути из Киева в Ростов и
Суздаль. В это время приходилось добираться из
Киева в Северо-Восточную Русь кружным путем:
сначала вверх по Днепру, а потом вниз по Волге, в
обход вятичской земли.
- Владимир Мономах в своем “Поучении”
детям “и инъ кто почтет” как о необычном
предприятии говорит о поездке из Приднепровья в
Ростов “сквозе Вятиче” в конце 60-х годов XI века.
Владимиру Мономаху в это время было около 16 лет и,
кто знает, храбрая ли дружина выручила, вятичи ли
уважили доблесть совсем еще юного князя...
- Третье свидетельство мы почерпнем из
былин об Илье Муромце.
- Именно труднопроходимость пути через
вятичей в XI веке послужила главным мотивом для
былины о схватке между Ильей Муромцем и
Соловьем-разбойником. “Заросла дорожка
прямоезжая” - это указание на путь через вятичей,
свитое на дубе гнездо Соловья-разбойника -
достаточно точное указание на священное дерево
вятичей, местопребывание жреца. Схватка со
жрецом? Конечно, да; вспомним, что жрец выполняет
у вятичей и светские, в данном случае военные,
функции. Где должно находиться священное дерево?
Конечно, в центре племени вятичей, т.е. где-то на
верхней Оке - в местах первоначального обитания
вятичей. В былине есть и более точные указания -
“Брынские леса”. И на карте мы можем найти речку
Брынь, впадающую в Жиздру - приток Оки, а на речке
Брынь село Брынь (для грубой привязки со общим,
что ближайшим из современных к Брыньским лесам
городов является вятичский город Козельск)...
Можно найти еще целый ряд параллелей между
былиной и реалиями, но это уведет нас совсем
далеко от обсуждаемой темы. Как видите, попутно
нам удалось обнаружить и “столицу” вятичской
земли.
- Если путь через вятичей остался не
только в “Поучении” Владимира Мономаха, но и в
памяти народной, - можно себе представить, чем
была земля вятичей в представлении окружающих ее
народов.
-
-
- К концу XI века обстановка для вятичей
изменилась: в результате раздоров Киевская Русь
разделилась на ряд независимых княжеств. Те из
них, которые окружали вятичей, начинают
захватывать вятичские земли. Черниговское
княжество стало захватывать основные земли
вятичей - в верховьях Оки; Смоленское княжество
делало то же самое несколько севернее, Рязанское
княжество довольно легко заняло земли вятичей,
т.к. вятичи там не успели еще закрепиться;
Ростово-Суздальское княжество действовало со
стороны Москвы-реки с востока; с севера, со
стороны кривичей, было относительно спокойно.
- Идея единой с Киевом Руси еще не
исчерпала себя, поэтому в конце XI века для связи
Киева с Суздалем и Ростовом налаживается путь
“полем” через Курск на Муром по правому (южному)
берегу Оки через “ничейные” земли между
вятичами и половцами, где проживало немало
славян (имя им - “бродники”).
- Владимир Мономах (еще не будучи
великим князем) в 1096 году совершает походы против
вождя вятичей Ходоты и его сына. Видимо, этот
поход не принес осязательных результатов, потому
что в следующем году на съезде русских князей в
Любиче ( что на берегу Днепра) при разделе земель
совсем (как и раньше) не упоминаются земли
вятичей.
- В это же время начинает проникать в
землю вятичей и христианство. Вятичи дольше
других славянских племен сопротивлялись
принятию христианства. Правда, насильственного
крещения не было, но можно наблюдать постепенное
изменение языческого ритуала (сжигание
покойников) к христианскому ритуалу
(захоронение), конечно, с рядом промежуточных
ступеней. Этот процесс в нашей северной
вятичской земле закончился лишь к середине XIV
века.
- Впрочем, имеется и некоторое
документальное подтверждение этому: при
раскопках в Кремле найдена печать киевского
митрополита, она датируется как раз нашими
тревожными 1090-ми годами (1091-1096 г.г.). Значит,
церковь уже была в Москве.
- Наступает XII век...
- ... И опять полное отсутствие сведений
о вятичах, вплоть до середины XII века. Почему?
- ... А вот почему...
- Летописный свод всегда был подвержен
идеологии своего времени: писали с пристрастием,
при переписывании через многие десятки лет
вносили коррективы в соответствии с духом
времени и политической линией князя, либо
стремясь повлиять на князя и его окружение.
- Таким переделкам имеется и
документальное подтверждение.
- В 1377 году, за три года до Куликовской
битвы, писец-монах Лаврентий за короткий срок, в
два месяца, переписал старую летопись,
подвергнув ее переделкам. Такой редакцией
летописи руководил епископ Суздальский,
Нижегородский и Гордецкий Дионисий.
- Вместо рассказа о бесславном
поражении разобщенных русских князей при
нашествии Батыя (а именно так трактуют события
другие древние летописи) Лаврентьевская
летопись предлагает читателю, т.е. князьям и их
приближенным, пример дружной и героической
борьбы русских с татарами. Прибегнув к
литературным средствам и, очевидно, выдавая свою
переделку за первоначальный летописный рассказ,
епископ Дионисий и “мних” Лаврентий
прикровенно, как бы устами летописца XIII века,
благословляли современных им русских князей на
освободительную антитатарскую борьбу (подробнее
об этом написано в книге Прохорова Г.М. “Повесть
о Митяе”, Л., 1978, стр. 71-74).
- В нашем случае летописцы, очевидно не
хотели сообщать о существовании в XI-XII в.в.
славян-язычников и о независимой области в
центре Русской земли.
- И вдруг(!) в 40-х годах XII века -
одновременный взрыв летописных сообщений о
вятичах: юго-западных (что в верховьях Оки) и
северо-восточных (что в районе города Москвы и
окрестностей).
- В верховьях Оки, в земле вятичей,
мечется со своей дружиной князь Святослав
Ольгович, то захватывая вятичские земли, то
отступая; в среднем течении реки Москвы, тоже
вятичской земле, в это самое время князь Юрий
(Георгий) Владимирович Долгорукий казнит боярина
Кучку, а потом приглашает князя Святослава
Ольговича: “Приди ко мне, брате, в Москов”.
- Обычно здесь рисуют идиллическую
картину: благородные князья, роскошные подарки,
обильный пир, дружба навек...
- На самом же деле все было гораздо
трагичнее. Для нас особый интерес представляет
та часть этой истории, которая связана с Москвой
и боярином Кучкой, владетелем Москвы и
окрестностей, включая территорию будущего
Горетова стана. но сначала вкратце опишем
обстановку вокруг вятичей в это время.
- Оба князя имели общего предка -
Ярослава Мудрого, бывшего их прадедом. У обоих и
дед, и отец были великими князьями Киевскими.
Правда, Святослав Ольгович происходил от более
старшей ветви, чем Юрий Долгорукий: дед
Святослава был третьим сыном Ярослава Мудрого, а
дед Юрия (Георгия) был четвертым сыном Ярослава
Мудрого. Соответственно, в таком порядке
передавалось и великое княжение Киевское по
неписанному закону того времени: от старшего
брата к младшему. Потому и дед Святослава
Ольговича княжил в Киеве раньше деда Юрия
Долгорукого.
- А дальше пошли вольные и невольные
нарушения этого правила, чаще вольные. В итоге к
30-м годам XII века возникла вражда между потомками
Мономаха и Ольговичами. Эта вражда будет
продолжаться 100 лет, вплоть до нашествия Батыя.
- Для нашей пары было еще одно
затруднение на пути к северному престолу: они
были младшими братьями в своих семьях (Юрий
Долгорукий был седьмым из восьми братьев,
Святослав Ольгович самым младшим, четвертым).
Некоторые из их братьев успели уже побывать на
великокняжеском престоле, а до них очередь не
доходила.
- Перейдем ближе к интересующему на
отрезку времени, 1146-1147 годам.
- В 1146 году умирает великий князь
Киевский Всеволод Ольгович, старший брат
Святослава Ольговича; престол он оставляет
второму брату, Игорю Ольговичу. Но киевляне не
хотят никого из Ольговичей, обвиняя их в
злоупотреблениях, и приглашают князя из
Мономахова рода, но не Юрия Долгорукого, а его
племянника, Изяслава. Так Юрий Долгорукий,
Суздальский князь и Святослав Ольгович,
сменивший к этому времени уже три княжества,
становятся союзниками и одновременно
претендентами на киевский престол.
- Но прежде Святослав хочет вернуть
наследственное владение своих предков,
Черниговское княжество. После краткого периода
растерянности он начинает выполнение своей
задачи с вятичской земли: Козельск становится на
его сторону, а Дедославль на сторону его
противников - черниговских правителей. Святослав
Ольгович захватывает Дедославль с помощью
белозерской дружины, присланной Юрием
Долгоруким. Больше прислать Суздальский князь не
может, т.к. сам покоряет сторонников Киева -
сначала Рязань, а потом Новгород.
- Вот от Юрия Долгорукого гонец, у него
грамота для Святослава. В грамоте князь Юрий
передает, что перед походом на Киев нужно разбить
последнего противника в тылу - Смоленского князя.
Святослав начинает выполнять этот план, покоряет
жившее в верховьях реки Протвы и обрусевшее
балтское племя голядь.
- Дальнейшим военным действиям
помешала весенняя распутица, и тут новый гонец от
князя Суздальского с приглашением в Москву.
Цитируем запись о событиях зимы 1147 года по
Ипатьевской летописи (эта запись под 1147г.
содержит также первое летописное свидетельство
о Москве): “Иде Гюрги воевать Новгорочской
волости и пришед взя Новый Торг и Мьстоу всю взя,
а ко Святославоу присла Юрьи повеле емоу
Смоленскоу волость воевати. И шед Святослав и взя
люди Голядь верх Поротве, и тако ополонишася
дроужина Святославля, и прислав Гюргии рече
приди ко мне брате в Москов”.
- Дадим перевод этой записи: “Юрий
(Долгорукий) выступил против Новгорода, захватил
Торжок и все земли по реке Мсте. а к Святославу
прислал гонца с поручением выступить против
Смоленского князя. Святослав захватил земли
племени голядь в верховьях Протвы, и его дружна
взяла много пленных. Юрий же прислал ему грамоту:
“Приглашаю тебя, брат мой, в Москву”.
- Теперь можно в деталях представить
себе, о чем шел у них длительный, неторопливый
разговор, прерываемый лишь переменой блюд...
Легкие полушутливые упреки: один оказал
недостаточную помощь под Дедослалвлем, другой
фактически уклонился от вторжения с землю
смолян. Обсудили планы на лето 1147 года: сначала
вернуть Черниговское княжество Святославу
Ольговичу, а потом двигаться на Киев... Дядя
должен сменить племянника на Великом Киевском
княжении... Да скрепить надо бы договор свадьбой:
вот и сына Олега привез я к тебе на смотрины. У
тебя, Гюрги, младшая дочь на выданьи - пусть
приглядятся друг к другу...
- Многое из обговоренного сбудется:
этим же летом Святослав вернет свою отчину и
дедину, Черниговское княжество, и оно останется
за ним до самой его смерти в 1165 году.
- Долго будет биться Юрий Владимирович
за киевские престол, одни раз даже ненадолго
захватит Киев, но станет великим Киевским князем
лишь в1155 году. А через два года, в 1157 году,
наступит смерть, по слухам от яда, подсыпанного
на пиру у киевского боярина Петрилы. Состоится и
задуманная свадьба: в 1150 году сочетаются браком
сын Святослава Ольговича Олег и младшая дочь
Юрия Долгорукого.
- Рассматривая события 1146-1147 годов,
можно наблюдать агонию вятичей как отдельного
славянского племени, окончательно потерявшего
остатки своей независимости. Святослав без тени
сомнения считает район верхней Оки - колыбель и
центр вятичской земли - территорией
Черниговского княжества. Вятичи уже расколоты:
вятичи Козельска поддерживают Святослава
Ольговича, вятичи Дедославля поддерживают его
противников. Видимо, решающие столкновения
произошли в 20-30 годы XII века, и тогда вятичи
потерпели поражение. На северо-востоке, по
среднему течению Москвы-реки, безраздельно
господствуют суздальские князья. В конце XI века
летописи перестают упоминать вятичей как
существующее племя.
- Земля вятичей разделяется между
Черниговским, Смоленским, Суздальским и
Рязанским княжествами. Вятичи входят в
общерусскую народность.
-
-
- В проблеме вятичей имеется еще один
интересный вопрос: история с боярином Кучкой. Для
нас она тем более интересна, что приближает
рассказ к области Москвы-реки и ее притока
Горетовки. Напомним, что, согласно нашему
предположению, в вятичское время среднее течение
Москвы-реки и бассейн Горетовки населяла группа
вятичей, во главе которой стоял местный вождь, он
же жрец.
- Постараемся показать, что последним
таким вождем и жрецом был боярин Кучка. Это
предположение не является новым. Но имеется
несколько серьезных соображений, которые ранее
не брались в расчет, которые позволяют с большей
достоверностью говорить об истинности
предположения, вынесенного в заголовок.
- Передадим вкратце хрестоматийную
легенду о боярине Кучке. На месте Кремля во
времена Владимира Мономаха (10-20 г.г. XII века) было
расположено “село красныя боярина хорошаго
Кучки Степана Ивановича”. Некоторые ученые
склонны утверждать, что это село располагалось в
районе Китай-города и Зарядья.
- С другой стороны, в летописи (Полн.
Собр. Русск. Летописей, т.II, стр. 118) повествуется,
что во второй половине XII века Москва носила
двойное название “Москва, рекше Кучково” (в
переводе - “Москва, т.е. Кучково”).
- Наконец, третье независимое
свидетельство: район Сретенки и Чистых прудов до
XV века именовался “Кучковым полем”.
- Эти три свидетельства позволяют с
доверием относиться к легенде.
|
- 1. ДРЕВНЕЙШЕЕ
НАСЕЛЕНИЕ ГОРЕТОВА СТАНА
- 2. ВЯТИЧИ
- 3. КРИВИЧИ
- 4. ВТОРОЙ ПУТЬ
ИЗ “ВАРЯГ В ГРЕКИ”
- 5. ГОРЕТОВКА,
МОСКВА, ОКА... (происхождение названий)
- 6. ОТКУДА
ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ ”ГОРЕТОВКА”?
- 7. ОТКУДА
ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ “МОСКВА”?
- 8. НЕЗАВИСИМЫЕ
ВЯТИЧИ (XI век)
- 9. ВЯТИЧИ
ТЕРЯЮТ НЕЗАВИСИМОСТЬ (XII век)
- 10. БОЯРИН
КУЧКА - ПОСЛЕДНИЙ ВОЖДЬ ВЯТИЧЕЙ
далее |